Страницы из воспоминаний

А Тарасова| опубликовано в номере №515, ноябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Особенно запомнились мне встречи с Владимиром Ивановичем на заключительных репетициях «Анны Карениной».

Просмотрев спектакль, подготовленный режиссёром В. Г. Сахновским, он сказал нам, актёрам, много хороших слов. Обсуждение предполагалось провести вскоре после просмотра, но Владимир Иванович заболел, и выпуск спектакля был отложен месяца на два. Поправившись, он принялся за шлифовку спектакля, ставшего вершиной его режиссёрского творчества. Он говорил мне, что мне необходимо освободиться от всего сентиментального в работе над образом Анны Карениной, подняться до высот трагедии. Он требовал от нас большой реалистической обобщённости, беспощадно отвергая скатывания к бытовизму и натурализму. Он неустанно подчёркивал, что в «Анне Карениной» Л. Толстой гениально нарисовал трагедию русской женщины, и режиссёр призывал меня почувствовать и раскрыть в этом образе черты национально русские. И я чувствовала душу своей героини, как русская актриса.

Я была награждена за эту работу самой большой наградой, какой может быть удостоена советская актриса. В годы Отечественной войны, когда мы выступали на фронте, ко мне летели записки: «Прочтите Каренину! Очень просим». И в землянках, на наспех сколоченных подмостках, с платформы грузовика читала я страницы из романа Л. Толстого. А солдаты и офицеры слушали меня, затаив дыхание. Может быть, они в эти минуты думали о родных им людях, находящихся где-то далеко. Может быть, рассказ о толстовской Анне Карениной напоминал им о любимой женщине.

Особенное творческое волнение чувствовали мы все, выступая на фронте. Мы приобрели много друзей среди воинов, и до сих пор приходят к нам письма от бывших солдат и офицеров. живо напоминающие мне и обстановку, в которой приходилось выступать, и людей, которые пишут. Общение с этими людьми очень помогло мне в работе над образом военврача Муравьёвой в пьесе «Победители» Чирскова. Именно таких женщин-врачей я не раз встречала в армии.

Тридцать лет я работаю в Художественном театре. Вся жизнь моя тесно связана с ним. И я счастлива, что мне довелось, начав работу со Станиславским и Немировичем-Данченко, пройти с театром все эти годы и сейчас видеть новую молодёжь. Наши молодые актрисы и актёры пленяют зрителей непосредственностью, искренностью и требовательным отношением к работе. Ряд ответственных ролей играет молодёжь. Елена Хромова, отлично сыгравшая роль Сони в прошлогодней премьере «Дядя Ваня» А. Чехова, Любовь Пушкарёва - очень способная, темпераментная исполнительница Катюши Масловой в инсценировке романа Л. Толстого «Воскресение», совсем молодой артист Владимир Трошин, в прошлом сезоне хорошо сыгравший роль лейтенанта Масленникова в пьесе К. Симонова «Дин и ночи», Кира Иванова, играющая ряд больших ролей, Юрий Леонидов, Давыдов и другие.

В своё время К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко смело выдвигали молодёжь, воспитав наше нынешнее поколение актёров, к которому принадлежу и я. Нынешнее руководство Художественного театра в лице М. Н. Кедрова также следует этой традиции, бережно и вдумчиво работая с молодыми артистами, передавая им богатейший опыт, накопленный в результате многих лет творческого общения с нашими великими учителями. В преемственности традиций русского реалистического искусства залог дальнейшего развития и роста нашего родного, воспитавшего нас Художественного театра. И единственное, что мне хотелось бы, - это получить такую большую пьесу, в которой драматургом сильно и правдиво был бы написан образ советской женщины, моей современницы, матери и строительницы нового, коммунистического общества. Драматурги в большом долгу перед советским театром. Исполнился полувековой юбилей Художественного театра, любимого советским народом, и мы, артисты, хотели бы создавать спектакли, достойные нашего великого, талантливого народа, достойные сталинской эпохи, в которую нам выпало счастье жить и творить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены