За два месяца, которые встанут между 5 июля, когда начался V Международный Московский кинофестиваль, с теми днями, когда наши читатели возьмут в руки «Смену» с материалами о нем, пожалуй, основные факты будут всем известны, к победителям привыкнут, и никого не удивить сообщением, что Большой приз за лучший художественный фильм присужден советскому фильму «Журналист» и венгерскому - «Отец». Серебряный приз жюри отдан фильму «Романс для корнета» (Чехословакия), а серебряные призы фестиваля разделили «Вестерплатте» (Польша) и лучший комедийный фильм фестиваля «Операция «Святой Януарий» (Италия). Лучший... Лучшая... Пол Скофилд. Сэнди Денис. Грюнет Мольвиг... Знакомые имена и те, которые услышаны впервые на Московском фестивале. имена, которые «открыты» с его «легкой руки»... На экранах кинотеатров нашей страны идет советско-японский фильм «Маленький беглец» - он получил золотую медаль на фестивале детских фильмов, который впервые проводился в рамках Международного кинофестиваля. Большие награды были присуждены и документалистам СССР, Вьетнама, Нидерландов, Кубы, Великобритании, Канады, Чехословакии, Ирландии. Призы фестиваля наши гости увезли с собой. С нами остались воспоминания о дружеских встречах, общие радости по случаю удачных выступлений на фестивале, общая усталость от напряженной ежедневной работы. Когда гости появлялись в дверях гостиницы «Москва», их уже ждали - юноши и девушки добровольно дежурили здесь с кино - и фотоаппаратами, с блокнотами в руках. Молодые москвичи и гости столицы с энтузиазмом приветствовали всех участников фестиваля, надеясь, что, как уже бывало не раз, если перед ними еще не всемирно известная «звезда» киноэкрана, то, возможно, после этого фестиваля «он» или «она» перейдет в разряд «звезд», а в руках наших молодых любителей кино окажется первый фотоснимок новой знаменитости, первый автограф... «Основные подписчики и читатели нашего журнала такие же, как и те, которых вы видите каждый день у гостиницы «Москва», - объясняли мы тем, кто интересовался, для какого журнала мы берем у них интервью. Поэтому разговор часто заходил о молодежи. Представителей разных стран одинаково волнуют ее проблемы, тем более что они - режиссеры, сценаристы, актеры - нередко говорят о них с экрана, обращаясь к миллионам зрителей. Наш корреспондент Виталий Засеев взял интервью у одной из самых знаменитых на этом фестивале «гзвезй» - Анны Карины, которую советские зрители помнят по фильму «Они шли за солдатами», у французского актера Филиппа Леруа, который снялся в прогрессивном итальянском фильме «Дикий глаз», получившем высокую оценку советских зрителей, видевших его во время фестиваля, у режиссера Ива Чампи-мы знаем его фильмы «Кто вы, доктор Зорге?» и «Небо над головой», у Джанни Родари, который приехал специально на фестиваль детских фильмов, и у Иннокентия Смоктуновского, которого нет нужды представлять нашему читателю.
«Я люблю людей»
Сначала несколько слов о фильме «Дикий глаз», который Италия представила на конкурс, и о событиях, связанных с появлением картины. Несколько лет назад мир был потрясен «откровениями» итальянского режиссера Гуальтеро Якопетти, поставившего перед собой задачу доказать, что «все люди - враги». Якопетти колесил по белу свету, снимая самые отвратительные стороны жизни: расстрел преступников, увлечения наркоманов, истязания больных. А когда событие не дотягивало до нужной температуры - организовывал факт, смакуя жестоким глазом кинокамеры происходящее. Так были сняты фильмы «Собачий мир» и «Прощай, Африка!». Режиссер Паоло Кава-ра, работавший долгое время с Якопетти и порвавший с ним, решил рассказать о его «почерке». В результате совместной работы драматурга Тонино Гуэрра и писателя Альберто Моравиа появился фильм «Дикий глаз» - фильм потрясающей разоблачающей силы, фильм о жестокости и против нее. Главную роль исполнил французский актер Филипп Леруа. Циничный и жестокий на экране, он в жизни застенчив и нетороплив:
- В кино я пришел шесть лет назад, прямо с улицы. До этого много путешествовал: Япония, Америка, Австралия, Африка. Ездил не как турист. Был лесорубом, охотником, матросом... Часто голодал. Филипп перечисляет свои профессии. Их восемнадцать!
- По образованию я адвокат, а по призванию, наверное, актер. Снялся в семи картинах. Работал с Жан-Люком Годаром, со многими известными итальянскими режиссерами. О своем герое Леруа говорит с увлечением.
- Я много повидал на своем вену, как и он. И убежден: самое прекрасное в жизни - человеческая дружба. Я люблю людей, потому что часто убеждался в их бескорыстности и надежности. Мой герой тоже не лишен чувств. Но он отказывается выражать их, потому что он «заключенный». Он не принадлежит себе. Он работает на хозяина. Это великолепный мастер своего дела, он до завидного фанатичен в любви и своему искусству, в своих поисках. И вина Паоло в том, что его талант направлен обществом на службу идее, чуждой людям. Филипп Леруа впервые приехал в Москву.
- Я хочу вернуться к вам как турист. Поездить, посмотреть. У вас чудесные люди: добрые, отзывчивые. С ними всегда интересно встречаться.
Под занавес фестиваля в Москву прилетел режиссер Ив Чампи, постановщик фильмов «Кто вы, доктор Зорге?» и «Небо над головой». Когда Чампи говорит, его лучше не перебивать вопросами.
- Перед поездкой в Москву я провел три командировочных месяца в... молодости. Не удивляйтесь. Твердо решил в этом году осуществить свою давнюю мечту - поставить фильм о студентах. Вместе со сценаристом Арло на три месяца «окунулся» в университетскую среду. Жил в общежитии. Завтракал и ужинал на ходу. Посещал лекции, «сдавал» зачеты, часами просиживал в библиотеках. Иногда нас принимали за великовозрастных пятикурсников, и тогда мы «скрытой камерой» изучали своих героев с близкого расстояния. Мы стремились с максимальной точностью передать оттенки спектра студенческой жизни, рассказать, о чем сегодня думает молодежь. Изучая своих будущих героев, я убедился: молодежи присущ романтизм и сегодня. Может быть, даже больше, чем когда-либо. Но порой двадцатилетние не умеют приложить свои силы. А раз обманувшись - замыкаются в себе. Пожалуй, главная проблема, на которую стоит обратить внимание «отцам», - неподготовленность «детей» к трудностям жизни, к испытаниям любви. На Западе немало делается фильмов о молодежи. Но, как правило, в большинстве картин по экрану бродят загадочные битники, юные гангстеры, молодые наркоманы. Мой фильм посвящен Молодежи с большой буквы. Его основные персонажи - студенты Пражского и Парижского университетов. Кстати, для работы над картиной я приглашу дебютантов, чтобы сохранить непосредственность восприятия жизни.
Кинозвезды берут автографы
Пожалуй, это был единственный на фестивале артист, у которого столько раз брали автографы сами делегаты и гости кинопраздника. Не говоря уже о «болельщиках». Однажды мексиканский режиссер Эмилио Фернандес, проследовав через весь пресс-бар, смущенно улыбнулся и, протянув авторучку, сказал:
- Прошу вас, синьор Гамлет, один автограф! И Кеша, мак ласково называют Иннокентия Смоктуновского друзья, охотно расписался на крохотном листке записной книжки. Он появлялся везде в мягком сером пуловере и темных очках. Защитные светофильтры не были данью моде. Актер недавно перенес серьезную болезнь глаз, из-за которой вынужден был отказаться от работы в фильме «Анна Каренина» и от многих других заманчивых предложений. Теперь он чувствует себя лучше и охотно шутит. Как-то после просмотра одного фильма, который понравился Смоктуновскому, мы заговорили о фестивале.
- Это-очень нужное дело. Московские киноконкурсы тонизируют, настраивают кинематографистов всего мира на боевой лад. И все же, с точки зрения моего сына, фестиваль мало интересный. Увидев наше недоумение, Смоктуновский рассмеялся:
- Потому, что на нем нет фильмов с участием его папы!
- Если бы вы были в жюри, кому из актрис отдали свое предпочтение?
- Как исполнительнице?
- Разумеется.
- Американке Сэнди Денис, сыгравшей главную роль в фильме «Вверх по лестнице, ведущей вниз». (Справедливости ради надо отметить, что наш разговор проходил до того, как был показан шведский фильм «Принцесса».) - А из актеров?
- Пожалуй, Филиппу Леруа, который превосходно сыграл в итальянской картине «Дикий глаз».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
21. «Есть такая партия» (1917, апрель-июнь)