Страна Чабания

Д Маркиш| опубликовано в номере №845, август 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Посвящение в рыцари

Горы, горы кругом. Особенно выделяется одна, высоченная, с ледяной вершиной, уходящей в синее небо. Гора подавляет своей огромностью, но кажется не мертвенно-неподвижной, а только ленивой.

Появляется всадник. Солнечные лучи бьют из-за плеча горы, и всадник кажется плоским черным силуэтом. Это напоминает мне рисунок на коробке «Казбека».

А верховой между тем подъезжает к газетному киоску и, не сходя с седла, покупает свежий номер газеты. «Рахмет!» – благодарит он киоскера и трогает коня по прямой, заросшей (Пирамидальными тополями улице Джеты-Огуза.

От Москвы до Джеты-Огуза тысячи километров. Волга, Аральское море, Иссык-Куль. Леса, степи, пустыни.

– Эти горы видишь? – спрашивает меня инструктор райкома партии.

– Вижу.

– А те, что дальше?

– Вижу.

– А те, что за теми, которые дальше?

– Вижу и те.

– Так вот за теми, которые за теми, что дальше, – сырты, отгонные пастбища. Там страна Чабания... Там будешь чабаном.

Самолет проскользнул в узкое ущелье и пошел на посадку. Протащив за собой шлейф пыли, наш АН-2 подрулил к домикам культурного центра Ак-Шийрак. Стрелка альтиметра застыла на делении 3 100 метров. Вот они, сырты! Ни куста, ни дерева – только желто-зеленая трава.

К самолету спешат люди. Все они в ватных костюмах, в крепких кирзовых сапогах. Здесь, в урочище Ак-Шийрак, тепло: горы защищают поселок от ветра, и снег не держится здесь более суток. Но это в Ак-Шийраке. А километрах в десяти отсюда – там совсем другое дело. Там мечутся по скалам бураны и ледяные ветры трубят в свои трубы. Там бродят по горам стаи волков и стада кийков – диких козлов, там не спеша шествует по гребню медведь и снежный барс неслышно крадется по тропе. И чего там только нет, в десяти километрах от Ак-Щийрака! Через час я поеду туда, к отаре колхоза «Ульгу».

А пока что несут кипящий самовар, и вот уже чай, крепкий, душистый, разливают по пиалам. И вместе с чаем приходят сердечные, добрые разговоры. Так уж, наверно, заведено во всем мире.

– Как там, внизу?

– Сколько часов идет самолет от Москвы до Фрунзе?

– А Гагарина ты видал?

– Жалко, не вернулся еще Шарше из Иштыка. Шарше – вот кто смог бы рассказать о сыртах, как Никто другой!..

Лошади готовы – нужно трогаться в путь. Мне торжественно вручают плетку – камчу; это равносильно здесь посвящению в рыцари. Вообще-то ее необходимо заслужить, камчу. Но в данном случае, по-видимому, сделана скидка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Люди и разряды

Могут ли знания быть ненужными? «Оказывается, могут», – сообщает наш корреспондент из Краснодара