И ведь такие « ляпсусы» чаще всего родится не от незнания, а - от неуважения к языку. Это к тому же еще на бумаге, где люди как - то стараются, обдумывают слова. Что же происходит в устной речи?
Во что только не превращаем мы подчас наш чудесный, богатый и гибкий язык!
Иные пытаются говорить « красиво». Но под красивостью они понимают опять - таки какую - то канцелярскую витиеватость, обилие иностранных слов и пышность псевдолитературных оборотов.
Происходил, например, в одной школе диспут о любви и дружбе. Диспут всех взволновал: речь шла о вопросах близких, насущных. Впечатление было сильное, споры горячими. И вот один из присутствовавших на диспуте выражает свои, должно быть, искренние чувства такими словами: « Диспут помог мне конкретно разобраться в таких сложных и серьезных жизненных вопросах любви и дружбы между парнем и девушкой, в вопросах, которые имеют огромное значение для всестороннего нормального развития в марксистско - ленинском духе и неменьшую роль в будущей жизни...»
Ведь если представить себе образ говорящего только на основании этих слов, то воображению рисуется не молодой парень - школьник, - а какой - то скучный субъект, изо всех сил старающийся прослыть « образованным». « Украшая» таким образом свою речь, человек внушает ложное о себе представление, речь его кажется неискренней, надуманной, « нарочной».
Русский язык - чудеснейший, богатейший из языков - неисчерпаемая сокровищница, откуда можно черпать слова на всякий вкус и характер. Мы же нередко жестоко обедняем его (и себя), обходясь взамен свежей прелести и богатства языка народного десятком - другим заезженных, тусклых, невыразительных слов.
А ведь язык, манера говорить - лучший материал для характеристики человека. Писатель, например (драматург в особенности), рисуя тот или иной образ, прежде всего старается воспроизвести особенности речи героя. Представьте же себе на минуту: каким бы показалось большинство из нас, если судить только по нашему языку?
Вместо личностей с разными характерами, наклонностями, привычками, вкусами, какими мы все являемся на самом деле, художник изобразил бы одинаковые, лишенные каких - бы то ни было своеобразных особенностей, плоские фигуры. Небрежный язык стирает индивидуальность. Недаром Михаил Иванович Калинин, прослушав на совещании речи некоторых старшеклассников, сказал, что ему трудно определить, « знают они или не знают русский язык, потому что они ничего не сказали своего, потому что они говорили готовыми фразами, по трафарету».
С одной стороны, « гладкие речи», до того одинаковые, что запомнить их невозможно, а с другой, - как реакция, может быть, на эту ложно понятую « литературность» лихие блатные словечки типа « на ять», « на большой», «мирово». «На ять», правда, как будто устарело и выходит из обихода, зато безграмотное, тупое «мирово» упорно живет в речи, заменяя десятки возможных эпитетов: свежие - то эпитеты надо придумывать, трудиться, а готовенькое «мирово» всегда под рукой.
Мы обкрадываем самих себя. Мир, лежащий перед нами, богат и многозвучен. Любая мысль, любое явление имеет тысячи оттенков. Открытия могут быть сделаны на каждом шагу. Но мы отказываемся от этих открытий.
Иной раз сердце издрогнет от удивительной картины природы. И вместо того чтобы найти слова, в какой - то мере воспроизводящие нахлынувшие чувства, мы ограничиваемся тупым восклицанием вроде « красота!» - словечко, давно утратившее свой первоначальный смысл.
Прочитав книгу, поразившую нас, мы не стараемся выразить наши мысли во всем их своеобразии, но часто ограничиваемся повторением чужих слов или же говорим: « здорово», « мировая книга!»
Каким огромным запасом чудесных слов располагают лучшие наши писатели! Мы же часто восхищаемся содержанием той или иной книги, не обращая внимания на то, как она написана. Хорошо бы ведь подумать и над языком романа или повести, которую мы прочли, вдуматься в способ, каким писатель выражает свои мысли.
А как прелестно звучат, как метки и образны народные наши песни и сказки, какой это сочный, живой язык! Как полезно было бы нам почаще черпать из этого светлого родника!...
Нужно понять, что слово - могучее орудие, тонкий инструмент в руках человека. Нужно учиться владеть им.
У героини Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было несколько « металлических» словечек и острот на все случаи жизни. Но мыто ведь не Элочки с их птичьими мозгами - можем ли мы обходиться десятком стертых, затасканных слов?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.