«Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств».
Цо-Жед-Шон-ну, древний индийский врач
С утра алтайский охотник гнал зверя. Крупный молодой марал, раненный в поединке с сородичем, упрямо уходил в горы. А охотник был стар и слаб. Зверь словно чувствовал истощение человека и время от времени останавливался, отдыхал, шумно втягивая воздух влажными ноздрями.
Что он там ищет?.. Охотник прищурил глаза и разглядел, как марал откапывает копытами какие-то корни, тут же жадно их поедает и становится от этого как будто сильнее. Это были корни высокого, с детства знакомого растения, на верхушке стебля которого летом распускалась фиолетово-лиловая головка. Охотник наклонился к земле, выковырял кусочек мохнатого корня и, пожевав, проглотил. Кисловатый, слегка вяжущий привкус освежил рот.
Пока старик пробовал корешок, марал скрылся из виду. Но это не расстроило охотника – он чувствовал, как приятное тепло медленно растекалось по его жилам, подгоняя кровь. Надо откопать еще. Охотник ползал по траве, отыскивая чудесные корешки, потом лег на спину, блаженно закрыл глаза. Тишину нарушал только мерный шум стремительной Катуни. Охотник слушал его, и ему чудилось, что он снова становится молодым...
Пройдут долгие годы, от поколения к поколению алтайцев будет переходить слава об этом растении, как о волшебном средстве, «поднимающем человека от четырнадцати болезней и наливающем его молодостью...». И лишь в начале – середине нынешнего столетия люди досконально изучат маралий корень, или левзею сафлоровидную, и станут применять как стимулирующее средство, поднимающее кровяное давление, а также помогающее при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях.
В глубокой древности зарождалась народная медицина, лечение травами.
В те давние времена многое человек узнавал случайно, употребляя в пищу различные клубни, коренья, луковицы, плоды и листья. Немало полезного открыл он для себя и наблюдая за поведением диких зверей, а позднее – и домашних животных. Известно, к примеру, что алтайские медведи питаются десятками видов растений. Лось поедает более двухсот.
Археология подтверждает, что уже пять тысяч лет назад человек пользовался целебными растениями. Много их было найдено в памятниках культуры Ассирии. Вавилона, Египта, Греции, Индии и Китая. Описания свойств некоторых лекарственных трав встречаются в трудах древнегреческих ученых – Гиппократа. Пифагора, Аристотеля, «отца ботаники» Теофраста. Ученик последнего Диоскорид составил полное описание шестисот видов целебных растений.
Великий Авиценна создал «Канон врачебной науки», в котором обобщил обширные сведения о лекарственных растениях. Этот труд был переведен на латинский язык, выдержал тридцать изданий и пользовался огромной популярностью и авторитетом в течение нескольких столетий.
В двенадцатом веке на Руси большим знатоком целебных трав слыла внучка Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна, написавшая медицинское руководство, в котором рассказала о способах изготовления лекарств из растений. В то время уже широко использовались как лекарства полынь, крапива, подорожник, мята, рябина, можжевеловые ягоды, кора дуба и другие. При царе Иване IV в Москве была открыта первая русская аптека (1581 г.). Царь велел составить лечебник; в нем насчитывалось около пятидесяти российских и более двадцати иноземных растений: живокость, валерьяна, миндаль...
Но не все цари благоволили к знахарям. Борис Годунов, например, неимоверно боялся отравы зельем и, естественно, не покровительствовал искателям растений, дабы не откушать подсунутого в еду корешка ядовитого или листочка. При царе Михаиле никто не имел права собирать какие-либо травы, иначе темница...
Спасибо Петру Великому: у него до всего доходили руки, он учредил аптеки, которые собирали лекарственное сырье и разводили травы на специальных «аптекарских огородах». Однако после смерти Петра Первого аптечное дело перешло в руки иностранцев. Они использовали растения Западной Европы, не думая о колоссальных запасах русской лекарственной флоры, Из Германии, к примеру, ввозили растения, которых в России было гораздо больше, – березовые почки, мать-и-мачеху, подсолнечник, можжевельник. Бывало, и обманывали русских хитрые иностранцы. Так, например, хмель немцы заготавливали в России, запечатывали его в свою упаковку и отнюдь не дешево продавали россиянам.
До Октябрьской революции страна ввозила из-за границы двадцать пять видов растительного лекарственного сырья, сейчас у нас почти все это выращивается в питомниках либо заменено отечественными растениями. Так, до 1918 года Россия покупала у Канады желтокорень – кровоостанавливающее средство, а теперь он заменен водяным перцем, широко распространенным у нас.
Мы бродим по лесу, вдыхаем пронзительно свежий, чистый воздух, восхищаемся красотой природы и не подозреваем, что вокруг нас, прямо под ногами растут десятки полезных растений.
Я не степью хожу –
я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее
травяной картотеке.
Беспредельная степь,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Продовольственная программа: горьковские автомобилестроители – селу
Футбольный клуб «Надежда»