Мне пришлось недавно побывать в одной из школ Москвы на традиционном вечере бывших её питомцев. Война затянула паузу между двумя последними встречами: тот, кто пришёл в этот вечер в школу, не был здесь почти три года.
Легко было понять радостное и восхищённое удивление сидевших в зале, когда ежеминутно кто - нибудь новый появлялся в дверях. Подтянутые офицеры с орденами, солидные хозяйственники, научные работники, артисты - бывшие воспитанники московской 175 - й школы торопливо скидывали шинели и пальто, жали руку школьному швейцару, шагали через три ступеньки, как в прежние годы, и сразу у входа попадали в чьи - нибудь объятия.
Вот идёт рассеянный доцент в очках. Близорукий, он узнаёт друзей с опозданием и виновато улыбается. Входит группа студенток. Эти покинули школу только в прошлом году.
Что же дала школа этим людям? Как сложилась жизнь её воспитанников, когда они, получив дипломы, простились со стенами школы?
Большинство пришедших на этот вечер в Старопименовский переулок окончило 175 - ю школу в самый канун войны. Многие из них стали отважными солдатами и начали свою биографию с подвига, и в этом им помогла школа.
И ныне бывалые солдаты - бывшие питомцы 175 - й школы - с благодарностью вспоминают своего учителя физкультуры, на которого раньше не раз сетовали. Этот человек не знал «жалости» к ученикам. Он называл «боевой погодкой» осеннюю подмосковную слякоть и частенько в такую «боевую погодку» выводил ребят в поход.
Война многому подвела итог. Старшеклассники выйдут из школы в суровое, военное время. И они должны быть готовы стойко преодолевать трудности, которые им встретятся.
Наша молодёжь должна привыкать к самостоятельности со школьной скамьи. Как горько расплатились те, кто, изучая книги, ничему не научились в жизни!
Война показала, что и «круглый отличник» легко может оказаться на фронте невеждой, если он, например, не умеет ориентироваться по звёздам, раскладывать и разжигать костёр, варить суп, если не сможет в нужную минуту перевязать товарища. Когда в бою надо было принимать немедленное решение, с какой горечью иные недавние школяры вспоминали порой о том, как годами их тянули в школе «на буксире», не заставляя думать и действовать самостоятельно!
Старшеклассники через несколько месяцев выйдут из школы. Кем быть? Куда пойти, чтобы в трудные годы войны оказаться наиболее полезными для родины?
Война многому научила нашу школьную молодёжь. Школьные мастерские, работающие на оборону, обучили мастерству сотни юношей и девушек. Летом школьники сажали картофель, работали у молотилки, складывали омёты. Руки у них огрубели от работы, но они любят труд. Таковы выпускники 1944 года.
Тот из них, кто пойдёт в армию, будет благодарен школе. Тот, кто пойдёт на завод, скажет школе, научившей его ремеслу, трижды спасибо. И всё же старшеклассникам нужно думать о том, как применить себя в жизни, какую профессию изучить и сделать её пожизненной.
Недавно несколько школ Москвы провело среди старшеклассников анкету с единственным вопросом: «Кем хочешь быть?» Из 35 оканчивающих 175 - ю школу чёткий ответ дали только 15. Половина учащихся, заканчивающих в этом году 110 - ю московскую школу имени Нансена, также не сумела ответить на этот вопрос.
Очень важно помочь каждому юноше выбрать себе профессию: десятки школьников, поступивших в прошлом году в различные институты Москвы, заявили о желании переменить специальность. Решение, принятое ими раньше, оказалось ошибочным. Металлург хочет стать медиком: вот где, оказывается, его призвание. Географ мечтает о преподавании иностранных языков. Архитектор интересуется специальностью литературоведа.
Это происходит потому, что в школах слишком поздно выявляются профессиональные устремления учащихся. Над вопросом «Кем быть?» надо задумываться не в 10 - м, а в 7 - м классе, иначе страна получит посредственных инженеров, из которых могли выйти, быть может, хорошие врачи.
Иногда в школах устраиваются лекции о различных профессиях. Но на этих лекциях вопрос решает обычно красноречие лектора, пропагандирующего интересные особенности какой - нибудь специальности. Подлинные наклонности учащихся остаются невыявленными.
В 110 - й школе Москвы недавно созданы ученические научные общества. Ими руководят крупнейшие учёные страны - химики, математики, физики. Ученики читают рефераты, производят опыты. Это правильный путь для того, чтобы развить у юношей и девушек увлечение своей будущей профессией, помочь им найти себя.
Но решающим в поисках жизненного призвания должно быть чувство патриотического долга перед родиной. Нам нужны химики, геологи, глазам которых был бы виден не только гран вещества, запаянного в колбе, но вся страна с её недрами, заводами, городами. Нам необходимы хорошие инженеры: строители домов, машин, кораблей...
Мы рассматриваем анкеты учеников 1944 года. Юноша отвечает по - военному коротко: «Буду солдатом». Но думает ли этот юноша уже сегодня о тех днях, когда ему придётся возрождать к жизни то, что освобождено от врага?
Я знаю паренька, он увлекался рисованием. Сейчас бросил. «Зачем мне это, ведь я иду в армию!» - сказал он. Этот юноша забыл, что тот, кто воюет сегодня, завтра будет строить. За романтикой битв уже поднимается высокая романтика возрождения. Люди, восстанавливающие из пепла Сталинград, сегодня становятся рядом с теми, кто защищал от врага великий город Сталина!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.