– Станок протекает, – сказал я. Шумов махнул рукой:
– Это так и должно быть.
И объяснил мне, что даже сталь устает, накаляется, и нужна обтекающая ее вода, чтобы она не перегрелась и не сломалась.
Сталь и вода, твердость и податливость – я впервые видел эту мудрую механику резьбы.
Второй колосник был гораздо легче. Он сразу стал на место, и тиски прилипли к его бокам. Сверло прошло через металл с легким шорохом и скрипом. Влага сочилась через свежее отверстие. Работа получалась, шла. мотор гудел...
За вторым колосником последовал третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой. От напряжения слегка подрагивали руки. Во рту пересохло от жары и пыли. На минуту я выключил мотор и пошел к баку напиться.
Кружка на стальной цепочке гремела, но я не слышал этого, потому что вся мастерская была наполнена гулом моторов.
Когда я выпил две кружки воды, мне показалось, что на моем лбу сразу выступило семь потов. Влага застилала глаза, и я вытирал ее платком, и платок сразу потемнел от влаги и пыли. Даже ржавчина на нем откуда-то взялась.
С этого и начались неполадки. Когда я вернулся к станку, мне показалось, что его мотор звучит как-то иначе, гулко и надсадно. Как только я включил машину и опустил сверло на чугун, она задрожала и зарычала недовольно. Я увидел, что и колосник в тисках дрожит от негодования...
Следующий колосник, несмотря на то, что я, как мне казалось, захватил его накрепко, не то что дрожал, а раскачивался так, что я долго не решался опустить сверло.
С большим трудом, помогая себе коленями, я потянул его повыше и снова завернул тиски. Но лучше от этого не стало. Теперь колосник под сверлом вибрировал, а вместе с ним вибрировал и весь станок. И я не мог понять, отчего это происходит.
Все было в порядке – и станок и колосник на месте. Сверло опускается, как прежде, но белые точечки ускользают от меня. Вибрация передается рукам, всему телу, и унять эту дрожь металла _нег никакой возможности.
Я подумал, что вибрация исчезнет, если резко и решительно опустить сверло на металл. Это была моя первая ошибка.
Сверло покорно опустилось и смело врезалось в металл. Вот оно прошло через первую белую точечку. Но выбрация не угасала, а усиливатась. Сверло вгрызалось в чугун отчаянно, стараясь удержать колосник в неподвижности, но колосник раскачивался. И сверло сломалось.
За спиной у меня стоял Шумов. Он смотрел на меня сердито, сжав губы.
– Сломал? – спросил он.
– Сломал, – ответил я.
– Работа взыскивает строго, – сказал Шумов и достал из инструментального шкафа новое сверло.
Вода обтекала обломок витой стали.
– Закрой глаза, – сказач Шумов. – И вытяни руки перед собой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Евдокия Сапунова, ткачиха Калининского ордена