Станет ли человечество космической цивилизацией?

Ф Зигель| опубликовано в номере №950, декабрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

К. Э. Циолковский

Более полувека прошло с тех пор, как в одном частном письме были написаны эти знаменитые сегодня строки. Высеченные на памятниках, воспроизведенные в бесчисленных книгах и статьях о Циолковском, они так часто ныне повторяются, что заложенная в них глубина идеи — главной идеи великого основоположника космонавтики — порою просто не доходит до нашего сознания.

Как, в каком это смысле «человечество не останется вечно на Земле»? Идет ли речь о том, что со временем человечество покинет пределы атмосферы, что вслед за первыми космическими полетами люди высадятся на Луну, а затем когда-нибудь и на планеты и другие космические тела? Высадятся, чтобы исследовать их и использовать природные богатства этих тел для нужд Земли, для устройства здесь, на Земле, совершенной во всех отношениях цивилизации? Или человечеству предстоит со временем покинуть земную колыбель, обрести «бездну могущества», расселиться на просторах космоса и стать в полном смысле слова космической (а не только земной) цивилизацией?

Поставленные вопросы имеют для нас, людей 60-х годов XX века, отнюдь не чисто теоретическое значение. От того, каким именно представляется нам будущее человечества (и близкое и весьма отдаленное), зависят и наши практические действия сегодня. В конце концов поведение человека во многом определяется тем, как он представляет себе свое будущее.

На протяжении всей истории человечества численность народонаселения Земли неуклонно возрастала. Демографы утверждают, что за 7 тысяч лет до нашей эры на всей планете обитало не более 20 миллионов человек. В начале нашей эры во всей огромной, раскинувшейся по трем континентам Римской империи было всего 54 миллиона жителей.

К началу текущего века человечество насчитывало в своих рядах 1,6 миллиарда человек, а сейчас, в 1966 году, 3,3 миллиарда. Изучая динамику роста народонаселения Земли, легко обнаружить, что общее число землян растет не пропорционально времени, а несравненно быстрее. Если до начала нашей эры количество обитателей Земли удваивалось каждую тысячу лет, то в период после 1850 года удвоение произошло за 100 лет. В наше время удвоение населения Земли ожидается к 2000 году. В будущие же столетия, если темпы прироста не сократятся, человечество будет удваиваться за 2 — 3 десятилетия, а затем и за несколько лет! В прошлом, 1965 году прирост населения Земли составил 70 миллионов человек! Это означает, что каждую секунду общество землян увеличивалось на 2 — 3 человека, а к исходу каждых суток в его ряды вливалась двухсоттысячная армия.

Численный рост человечества можно изобразить графически, откладывая по горизонтальной оси графика годы, а по вертикальной — число землян. Если бы общее количество людей увеличивалось пропорционально времени, рост человечества изобразился бы некоторой идущей вверх прямой. На самом же деле график роста — стремительно взмывающая вверх кривая, называемая в математике экспонентой. Она представляет собою так называемый закон нормального роста, при котором годовой прирост пропорционален численности населения.

Допустим, что и впредь человечество будет увеличиваться по закону нормального роста. Тогда вырисовываются перспективы несколько неожиданные и с первого взгляда устрашающие. В самом деле, легко подсчитать, что лет через двести на всем земном шаре плотность населения станет такой же, как сегодня в Москве. Через пять же столетий жизненное пространство каждого человека ограничится одним квадратным метром суши! А через полторы тысячи лет?..

Надо заметить, что авторы этих оценок исходили из предположения, что годовой прирост останется неизменным и равным двум процентам. Но так ли это на самом деле, можно ли доверять постоянству этой цифры?

За первые 1900 лет нашей эры годовой прирост населения Земли не превышал 0,1 процента. Сейчас во многих странах он больше двух и даже трех процентов. Вот примеры: Китай — 2,3 процента; ОАР — 2,6; Турция — 3,0; Мексика — 3,4; Никарагуа — 3,6; Венесуэла — 3,8. Однако что касается развитых стран, то прирост там, как правило, не достигает двух процентов (США — 1,3 процента; Англия — 0,6; ФРГ — 0,7; Франция — 0,7). В Советском Союзе годовой прирост равен 1,7 процента.

За последнее десятилетие население Земли увеличилось на 480 миллионов человек, а к 2000 году оно, по-видимому, превысит 6 — 7 миллиардов.

Самое, пожалуй, удивительное в этих прогнозах то, что катастрофическое перенаселение Земли должно наступить в обозримом будущем, то есть через какие-нибудь несколько столетий.

Грозит ли человечеству этот «демографический взрыв», это чудовищное перенаселение нашей планеты?

Как и всякие прогнозы, предположение об «астрономической» численности будущего человечества не обладает абсолютной достоверностью и может стать реальностью, если закон роста по экспоненте сохранится и на все последующие века.

Можно, однако, представить себе и другую картину: через некоторое время (сейчас трудно сказать какое) темпы роста населения Земли замедлятся, будет достигнуто «регулирование рождаемости» и в конце концов на земном шаре установится постоянное число жителей. Сторонники таких взглядов называют даже числа для этого «стационарного» человечества: одни полагают, что в его рядах всегда будет 65 миллиардов человек, другие называют даже в несколько раз большие числа. Предполагается, что человечество навсегда останется на Земле и наша планета на все последующие времена будет единственным домом человечества.

Эта кажущаяся соблазнительной для многих перспектива при ближайшем рассмотрении представляется нам малореальной. Дело в том, что закону роста по экспоненте подвержены не только численность населения Земли, но и другие величины. В частности, технологическое развитие земной цивилизации также происходит по экспоненциальному закону. И, хотя научно-технический прогресс не связан прямо с ростом, численности населения, именно он, научно-технический прогресс, в первую очередь стимулирует превращение человечества в космическую цивилизацию.

За последние два века ежесекундное количество энергии, вырабатываемое различными техническими устройствами, удваивается каждые 20 лет и ныне составляет 4х1019 эрг. Если так будет и впредь, через 200 лет человечество станет производить энергии в тысячу раз больше, чем теперь, что заметно изменит тепловой режим Земли. Потепление приведет в конце концов к таянию антарктического ледяного панциря и других ледников со всеми неприятными последствиями этого процесса (повышением уровня океана и затоплением больших пространств суши). Значит, через два века, а может быть, и быстрее, надо позаботиться о выносе энергетических установок за пределы Земли, в космос.

Стремительно растут и наши знания. В настоящее время объем информации, черпаемый человечеством в процессе познания окружающего мира, удваивается примерно каждые 10 лет. В дальнейшем и эти темпы должны увеличиться, так как и объем информации растет по тому же экспоненциальному закону.

Так нужно ли слишком уж усердно тормозить численный рост человечества? Не распространится ли эта «консервация» на остальные виды деятельности человечества, не придется ли ограничить и научно-технический прогресс?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены