Внимательно разглядывая холст, на обратной стороне он заметил надпись:
«Чечилия в объятиях сна на мягком ложе, и нет для Дзордзо существа дороже!»
Конечно же, иначе и быть не могло! Эта картина - гимн любви! На полотне спала прекрасная возлюбленная Джорджоне, юная Чечилия! Теперь Тициан был уверен - Джорджоне умер из-за любви...
Тициан почти переписал картину. От оригинала осталась поза Венеры и выражение лица, а в остальном, как говорят данные современных исследований, чувствуется рука Тициана. Это и пейзаж, и подушка, и шелковое покрывало... В 1525 году Меркантонио Микиэль писал: «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон закончены Тицианом».
К чести Тициана, он, столько сделавший для «Спящей Венеры», никогда впоследствии ни в письмах, ни в разговорах с друзьями не пытался присвоить себе авторство.
До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Потом для семейства настали трудные времена, и картину пришлось продать. Она сменила нескольких хозяев, а в 1697 году полотно приобрел у торговца картинами Ле Роя курфюрст Саксонский для своего собрания - так оно попало в Дрезденскую галерею. Попало не в лучшем состоянии. Несколько поколений реставраторов отдавали ему свое сердце, стараясь сохранить шедевр для потомков.
Но история картины на этом не закончилась - самое страшное было впереди.
В 1939 году началась Вторая мировая война. По настоятельному требованию немецких музейщиков, в 1942 году сокровища Дрезденской галереи стали эвакуировать. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Когда же война приблизилась к границам Германии, был отдан приказ перевезти все ценности в новое место - к западу от Эльбы. Хранившиеся до того времени в более-менее приличных условиях картины попали в совершенно непригодные для этого помещения - в старые заброшенные шахты, известняковые штольни. После взятия Дрездена советскими войсками подземные убежища были найдены. Нашлась и «Спящая Венера» - она лежала в старой грязной вагонетке.
Пребывание под землей губительно подействовало на многие картины: на них появилась плесень, кое-где потрескался и вздулся красочный слой. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Над их восстановлением работали советские искусствоведы и реставраторы. В 1955 году шедевры Дрезденской галереи вернулись домой, в Дрезден, и, наконец, 3 июня 1956 года первые посетители Дрезденской галереи, восстановленной после страшных бомбежек, смогли увидеть ее сокровища. С тех пор прославленная «Спящая Венера» украшает одно из лучших художественных собраний мира.
Что снится этой красавице, видящей сны уже более пяти столетий?
И кто ее создатель - любимец Венеции, художник с лютней, красавец Джорджоне, или молодой Тициан, погруженный в глубокие размышления об искусстве, спасающий картину своего коллеги-соперника во имя Красоты?
Или саксонские курфюрсты, купившие картину за немалые деньги и справедливо считавшие ее жемчужиной своей коллекции?
Или гитлеровцы, спешно вывозящие шедевры Дрездена, дабы не попали они в руки советских войск?
А может, бережные руки советских реставраторов, сделавших все возможное и невозможное, чтобы подарить ей, этой прелестной богине, новую и долгую жизнь?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Легенда рок-сцены — о правде, «самости» и «гитаре-кормилице»
Сергей Соловьев