Спрос — с себя

Юрий Рагозин| опубликовано в номере №1403, ноябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нельзя не сказать и об оборудовании в целом. Есть станки у нас — буквально ровесники века. Не сильно-то на них разгонишься. Так сказать, сегодня работаем вчерашним днем. Тяжеленные детали приходится на себе таскать. И получается: престиж программиста ЭВМ и фрезеровщика — на разном уровне. Именно потому, что один работает с самой современной техникой, а второй — по старинке.

Вот, к примеру, в профтехучилище в нашей группе было двадцать пять человек. Только пятеро работают сейчас по специальности, остальные — кто где. Стали искать, где полегче — чисто физически.

Случается, новичкам рассказывают об одном, золотые горы обещают, станки с числовым программным управлением, все самое современное, а придут ребята на завод — этого и в помине нет. Потому и в училищах недобор фрезеровщиков. Кто-то ужe «обрабатывающие центры» освоил, а кто-то — станки давно минувших дней... Если человек решил стать рабочим, так ведь ему хочется современным рабочим быть — с современным оборудованием дело иметь.

Сергей Сторожук. Вот на московском станкостроительном производственном объединении «Красный пролетарий» заменили морально устаревшие станки на новые; оборудования стало меньше в два раза, а производство изделий выросло в полтора раза!.. Производственных площадей не хватает — на это многие жалуются, так ведь и используются эти уже имеющиеся площади не всегда рационально.

Сергей Семин, заместитель секретаря заводского комитета ВЛКСМ. Проблемы внедрения новой техники — это сейчас проблемы первостепенной важности.

Среди конструкторов, инженеров, технологов тоже, конечно, есть свои лидеры и середняки. Я вот, к примеру, работаю в одной группе с технологами. Мы, нормировщики, постоянно бываем в цехах, а технологи в цехах, редкие гости, особенно молодые. Словно их приклеили к стульям. А как можно заниматься внедрением нового, сидя в кабинете?

Работает, к примеру, у нас девушка-технолог. С высшим образованием. Ей показали, где в цехе архив, она туда ходит иногда: внесет какие-то изменения, и снова в кабинет. А ведь обязанность ее — следить за внедрением новой технологии, заниматься снижением трудоемкости!..

Валерий Данилов, секретарь заводского комитета ВЛКСМ. Это и конструкторов касается. А ведь нужны-то прежде всего инициативные, двигающие дело люди!

Хотя есть и объективные причины, мешающие молодым конструкторам развернуться. Их, как правило, после институтов слишком долго держат на второстепенной работе — на деталировке, например.

Первый год сидишь на деталировке, принимая это как должное, — вроде все через это проходят. Но потом надоедает. Помню, я, например, заранее расчерчивал форматки, а потом только успевай, черти детали. Приносил начальнику бюро чертежей примерно в три раза больше, чем остальные. Старался, как мог. Неделю, месяц, второй... Начальник мое рвение заметил. «С тобой, — говорит, — приятно работать. Ты хороший деталировщик». Я как услышал это «хороший деталировщик», так сразу и снизил темп... А то ведь так и оставят тебя навечно хорошим деталировщиком. Не об этом мечтал, когда учился.

Сергей Семин. Другой пример. Чтобы просверлить отверстие, скажем, на пятьдесят, по технологии надо сначала просверлить на двадцать пять, а потом расширить на пятьдесят. Я же знаю из практики: можно только начать сверлом на пятнадцать, а потом сразу и до конца — на пятьдесят. Времени тратится меньше. Говорю технологам: измените технологию. А они: «Да ну! Уже сто лет так работают, и ничего!..»

Тут как-то предложили технологам: пусть, кто хочет, сам и нормирует. Таким прибавим зарплату. Но не захотели: с нормировщиков-то больший спрос. Зачем на себя вешать лишние заботы, брать дополнительную ответственность?..

Валерий Данилов. Мешает и то, что конструкторам, технологам приходится много писать. По-хорошему должно быть так: в отделе АСУ, на дисплее нашел нужный вариант, внес изменения, и писать ничего не надо. Быстро, удобно. Но такого у нас пока нет... А вырваться из вороха бумаг — мечта. Ведь специальную литературу полистать некогда, не то что уж самому что-то придумать.

И, конечно, молодым специалистам с первых дней надо давать настоящее дело. Конструкторам — свой узел. В самостоятельном деле быстро раскроются все профессиональные и человеческие качества. Узлов на всех не хватит? Хватит! Станки меняются постоянно.

На соседнем предприятии ребята организовали комсомольско-молодежный коллектив конструкторов, работающий на единый наряд. Дело, по-видимому, стоящее. Надо и нам пробовать.

На мой взгляд, идеальная форма работы — объединенный коллектив ИТР и рабочих. Заинтересованность каждого в конечном результате — серьезный стимул. Уверен, тогда и конструкторы будут выдавать больше идей, а технологи будут спешить внедрять любую новинку. В такой творческой обстановке будет меньше «писарей», больше новаторов.

Вячеслав Безшапошников. Ребята справедливо говорили о преимуществах коллектива — хоть конструкторской бригады, хоть рабочей. В бригаде ты перед товарищами отчитываешься. Дисциплина у нас не пустые слова. Это и культура производства, жесткая технологическая дисциплина, от которой напрямую зависят качество и экономия материалов, электроэнергии. Всему этому учит коллектив. Кто-кто, а мы в бригаде можем спросить друг с друга по всей строгости. О том, что в нетрезвом состоянии появиться на рабочем месте, об этом и разговора нет. Для нас дисциплина — это добросовестная работа.

Иван Лаптев. Бригадный подряд сплачивает. Бывают дни — не идет работа, деталь из рук валится. Нервничаешь, злишься. Был бы один — так и остался бы с собой наедине и много, конечно бы, не наработал. В коллективе же другой разговор. Подошел товарищ по бригаде: «Давай, ты мое делай, я — твое». Глядишь, переключился, успокоился, и пошло.

В бригаде различные инициативы рождаются чаще. Взаимозаменяемость и взаимовыручка помогают. Вот научились, к примеру, на фрезерном станке... шлифовать!

Лев Толстой, начальник цеха. Единый наряд да при хорошем бригадире — великая сила. Есть у нас, например, бригада Доценко. Создав коллектив, бригадир прежде всего выяснил для себя способности каждого рабочего. И исходя из этого распределяет работу. Поручи тому же середняку именно ту операцию, что у него лучше всего выходит, он и передовиком станет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мужчинами не рождаются

Береги здоровье смолоду

Книжный дар

Савва Дангулов — «о нашем времени, о тревожном и яростном мире...»

Компас в море информации

Наука — техника — прогресс