– А не боишься, Умат Камбулатович? – спросил тогда Тиманов. – Мы ведь в передовиках не ходим.
– Боюсь – не боюсь, а что-то делать надо. И если вы мне поможете...
Вот так в ту серую осень и пришел Наурбиев в эту бригаду. Те, что подали заявления об уходе, забрали их назад. И только Толстых
с Балыбердиным не поверили. Ушли. Первое, что сделал новый бригадир, – создал партийную и комсомольскую группы. Тиманова выбрали комсоргом.
Наурбиевцы первыми перешли на бригадный подряд. Это было время создания новой организационно-технологической структуры производства земляных работ – механизированных комплексов. Инженеры изучили все виды работ и земляных сооружений – а ведь их более двух с половиной тысяч! Оказалось, что все их можно свести в тридцать восемь технологических групп. Для выполнения работ по этим группам разработано двенадцать видов механизированных комплексов.
В комсомольско-молодежном автоскреперном механизированном комплексе Наурбиева трудятся сегодня девяносто человек. В их распоряжении тридцать один скрепер, двенадцать бульдозеров, автогрейдер и рыхлитель «Комацу». Ежемесячно комплекс обрабатывает двести пятьдесят – двести шестьдесят тысяч кубометров грунта. Надо сказать, что верхний плодородный слой чернозема, который был снят скреперами – а это ни много ни мало 9404 тысячи кубометров, – сохранен и теперь используется для рекультивации и благоустройства территории города, вывозится на поля окрестных колхозов.
– Кто отвечает за всю эту землю? – спрашивает скреперист Володя Чугунов. – Конечно, мы. Ведь мы не только хозяева данного объекта – мы хозяева земли!
Один мой знакомый бригадир, узнав, что я интересуюсь бригадой Наурбиева, сказал:
– Наурбиевцы – асы! Дело знают и работают чисто и красиво. Но все же рвачи.
Встанем-ка на точку зрения этого бригадира. Комплекс Наурбиева работает сразу на нескольких объектах: строительство картонно-бумажного комбината и атомной электростанции, работы на заводе по ремонту двигателей и на заводе транспортного электрооборудования. И случись где какая задержка. Наурбиев сам вправе перебросить свои механизмы с одного объекта на другой, где-то усилить напор, в другом месте, наоборот, ослабить, снять несколько скреперов, которые можно будет использовать в полную мощь на новом объекте. Маневренный, одним словом, комплекс. И простои в данном случае действительно исключаются: всегда, в любой момент можно найти занятие. А коль есть дело, то есть и заработки. А поскольку наурбиевцы работают, порою не считаясь со временем, то и пошла такая слава: за рублем гонятся. Если так, то рвачи и есть, как по-иному?
А эти «рвачи» в свободное от работы время завезли несколько тысяч кубометров чернозема на дачные участки, выделенные ветеранам Великой Отечественной. Они же бесплатно отработали на благоустройстве территории будущей зоны отдыха возле набережной Тукая. Памятник первостроителям они, кстати, тоже ставили во внерабочее время. Рекультивировали двадцать два гектара возле завода двигателей – эта территория отдана заводчанам.
Директор завода двигателей, узнав, что Наурбиев завез чернозем и спланировал эти гектары, вызвал к себе одного из замов.
– Вы сколько заплатили Наурбиеву?
– Нисколько.
Не поверил директор. Вызвал начальника отдела вертикальной планировки:
– Вы рассчитывались с Наурбиевым за эту территорию?
– Нет, они все сделали бесплатно.
А они действительно завезли чернозем в свободное время, отработали, кстати, на сэкономленном топливе и не взяли за это ни копейки.
Какие-то странные «рвачи», эти наурбиевцы. Где он, тот знакомый мой бригадир? Что он про такое скажет?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.