Сорри, Монтессори

Александра Генрих|13 Декабря 2010, 17:54| опубликовано в номере №1754.1, декабрь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но тут же меня посетила новая мысль: может, если я узнаю подробнее о методе итальянской педагогини-гуманиста, то смогу испытать эти спецсредства и на себе? А там чем черт не шутит, вдруг я окажусь способной ученицей 24-х лет?

И Элеонора принялась рассказывать про систему.

Система в разрезе

Прежде всего, объяснила она, новая методика привлекает молодых родителей, потому что там нет места словам «нельзя», «не так», «потом объясню». Это основа основ. Итальянский педагог Мария Монтессори, работая в том числе и с умственно отсталыми детьми, была против запретов, наказаний и поощрений в воспитании.

С самого раннего возраста и до 7 лет у каждого ребенка есть свой личный педагог, который следит за развитием воспитанника: помогает ему, где нужно, и направляет. Главная задача – научить самостоятельности как можно раньше. До трех лет у ребенка впитывающее сознание, и он сам в состоянии определить свой ритм и усвоить, что хорошо, а что плохо. Воспитатель ничего не навязывает ребенку, а предоставляет выбор: если не хочешь играть – рисуй, не хочешь пока есть – занимайся. Рано или поздно он сам захочет и играть, и есть. Ребенок сам выбирает, сколько времени ему играть и с кем. Главное – давать ему материалы и советы, которые он готов воспринять в данный период.

Сама Элеонора, оказывается, прошла педагогическое обучение системе Монтессори в Дэнвере. Она рассказала, как ее поразил там американский девятимесячный ребенок, который сидел и ел ложкой cамостоятельно. «Обычно это происходит не раньше двух лет», – пояснила Элеонора.

Слушая ее рассказ про полезные советы, я вспомнила, как в 6 лет меня отдали играть на пианино. Я была нервным ребенком и могла часами прыгать на кровати. Врачи это объясняли повышенной эмоциональностью и, в свою очередь, дали моим родителям совет направить мой пыл в полезное русло. Я сидела и играла композицию «Воробушек», а музпедагог Маргарита Ивановна била меня по пальцам. Антон Семенович Макаренко был бы от нас обеих в восторге.

Упражнения

Элеонора перечислила и показала мне несколько упражнений, которые помогают знакомить детей с миром и развивать моторику. Я не поленилась их записать, чтобы выполнять при каждом удобном случае. Если верить Марии Монтессори, именно эти упражнения помогут мне стать если не звездой эстрады, то, по крайней мере, целеустремленным лидером.

Во-первых, в ящик с дырочкой нужно опустить теннисный мячик, а затем открыть ящик и вытащить его. Проделывать несколько раз.

Во-вторых, с помощью пинцета перенести бусинку из одной коробочки в другую. Проделывать несколько раз.

– Прищепки мы тоже используем, – добавила Элеонора.

Я, воспитанная по системе Макаренко, вообразила себе бог весть что, но оказалось, разжимание бельевой прищепки всего лишь помогает разработать пальцы и учит в будущем правильно держать ручку над прописями. Итак, сжимание и разжимание бельевой прищепки. Это в-третьих.

В-четвертых, мне очень понравилось, как сидят за столом дети и капают краской в молоко. Я своими глазами видела это святотатство. В белой жидкости расцветали великолепные узоры, а трехлетние воспитанники были в восторге. Я их могла понять. Отдаленно похожий опыт у меня состоялся только в 13 (!) лет, когда ко мне приехал друг из Германии. Мы, правда, ничем никуда не капали, а варили спагетти. Чтобы проверить, готовы они или нет, друг из Германии брал одну макаронину и бросал с небольшого расстояния об кухонный шкаф. Если макаронина соскальзывала – значит, еще не готова, если липла – пора сливать воду. Но это все ерунда по сравнению с молоком.

Мне также понравилось, что в системе Монтессори уделяют много времени практическим занятиям, где ребенок чистит картошку, учится мыть посуду, вешать белье и месить тесто, из которого можно лепить все что душе угодно. Макаренко бы тоже одобрил трудотерапию. Тем более что Монтессори-колледжи отправляют своих студентов 15–18 лет за город. Там, помимо стандартной учебы, они ведут сельское хозяйство, учатся готовить. Многие идут продавать продукты: яйца, молоко, овощи, – на местный рынок. Мария Монтессори считала, что подростки должны уметь жить в естественной среде и быть в состоянии обеспечить себя едой.

Одновременно с выращиванием овощей воспитанник по системе Монтессори углубляется в ту науку, к которой имеет больше всего способностей. Причем допускается, что он может сократить время занятий других предметов, так как азы к этому моменту уже усвоены. Таким образом, уже подростком он понимает, к чему у него склонность, и сам решает, по какому пути пойти и в какой институт поступать.

– Главное, – замечает Элеонора, – что система Монтессори рано развивает любознательность, учит делать выбор и добывать нужную информацию.

Лично меня, Александру Генрих 24-х лет, такая жизнь очень даже устраивает. Я готова торговать яйцами на рынке, раскладывать бусины по коробкам, разжимать до посинения бельевую прищепку. Наверное, в конце концов я стану самостоятельной, сильной личностью и выйду замуж – если не за американского президента, то как минимум за друга из Германии.

Одному только не сможет научить меня итальянский педагог-гуманист: как мне смириться с прошлым, перечеркнуть прежнюю систему воспитания? Что делать, если у меня в голове намертво засел «Воробушек»? Если эмоции преобладают над смыслом? Антон Семенович Макаренко, немало поработавший и с трудными подростками, и с сотрудниками НКВД, сказал бы на это, пряча усмешку в усах: «Хватит сопли жевать, Александра! Иди-ка дрова колоть!». И я бы пошла, потому что у меня бы не было другого выбора. А тут его как-то слишком много: хочешь – рисуй, хочешь – не рисуй. Голова раскалывается, как будто там сидит Бонифаций в зеленом купальнике. Сорри, Монтессори.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Экскурсия «Смены»

Огурец позвал в дорогу: 7 свежих точек на карте Москвы

Художники рисуют «Оливье»

Специальный проект журнала «Смена»

Здесь был Эдичка

Захватывающий археологический репортаж из недр Триумфальной площади