Но тут же меня посетила новая мысль: может, если я узнаю подробнее о методе итальянской педагогини-гуманиста, то смогу испытать эти спецсредства и на себе? А там чем черт не шутит, вдруг я окажусь способной ученицей 24-х лет?
И Элеонора принялась рассказывать про систему.
Прежде всего, объяснила она, новая методика привлекает молодых родителей, потому что там нет места словам «нельзя», «не так», «потом объясню». Это основа основ. Итальянский педагог Мария Монтессори, работая в том числе и с умственно отсталыми детьми, была против запретов, наказаний и поощрений в воспитании.
С самого раннего возраста и до 7 лет у каждого ребенка есть свой личный педагог, который следит за развитием воспитанника: помогает ему, где нужно, и направляет. Главная задача – научить самостоятельности как можно раньше. До трех лет у ребенка впитывающее сознание, и он сам в состоянии определить свой ритм и усвоить, что хорошо, а что плохо. Воспитатель ничего не навязывает ребенку, а предоставляет выбор: если не хочешь играть – рисуй, не хочешь пока есть – занимайся. Рано или поздно он сам захочет и играть, и есть. Ребенок сам выбирает, сколько времени ему играть и с кем. Главное – давать ему материалы и советы, которые он готов воспринять в данный период.
Сама Элеонора, оказывается, прошла педагогическое обучение системе Монтессори в Дэнвере. Она рассказала, как ее поразил там американский девятимесячный ребенок, который сидел и ел ложкой cамостоятельно. «Обычно это происходит не раньше двух лет», – пояснила Элеонора.
Слушая ее рассказ про полезные советы, я вспомнила, как в 6 лет меня отдали играть на пианино. Я была нервным ребенком и могла часами прыгать на кровати. Врачи это объясняли повышенной эмоциональностью и, в свою очередь, дали моим родителям совет направить мой пыл в полезное русло. Я сидела и играла композицию «Воробушек», а музпедагог Маргарита Ивановна била меня по пальцам. Антон Семенович Макаренко был бы от нас обеих в восторге.
Элеонора перечислила и показала мне несколько упражнений, которые помогают знакомить детей с миром и развивать моторику. Я не поленилась их записать, чтобы выполнять при каждом удобном случае. Если верить Марии Монтессори, именно эти упражнения помогут мне стать если не звездой эстрады, то, по крайней мере, целеустремленным лидером.
Во-первых, в ящик с дырочкой нужно опустить теннисный мячик, а затем открыть ящик и вытащить его. Проделывать несколько раз.
Во-вторых, с помощью пинцета перенести бусинку из одной коробочки в другую. Проделывать несколько раз.
– Прищепки мы тоже используем, – добавила Элеонора.
Я, воспитанная по системе Макаренко, вообразила себе бог весть что, но оказалось, разжимание бельевой прищепки всего лишь помогает разработать пальцы и учит в будущем правильно держать ручку над прописями. Итак, сжимание и разжимание бельевой прищепки. Это в-третьих.
В-четвертых, мне очень понравилось, как сидят за столом дети и капают краской в молоко. Я своими глазами видела это святотатство. В белой жидкости расцветали великолепные узоры, а трехлетние воспитанники были в восторге. Я их могла понять. Отдаленно похожий опыт у меня состоялся только в 13 (!) лет, когда ко мне приехал друг из Германии. Мы, правда, ничем никуда не капали, а варили спагетти. Чтобы проверить, готовы они или нет, друг из Германии брал одну макаронину и бросал с небольшого расстояния об кухонный шкаф. Если макаронина соскальзывала – значит, еще не готова, если липла – пора сливать воду. Но это все ерунда по сравнению с молоком.
Мне также понравилось, что в системе Монтессори уделяют много времени практическим занятиям, где ребенок чистит картошку, учится мыть посуду, вешать белье и месить тесто, из которого можно лепить все что душе угодно. Макаренко бы тоже одобрил трудотерапию. Тем более что Монтессори-колледжи отправляют своих студентов 15–18 лет за город. Там, помимо стандартной учебы, они ведут сельское хозяйство, учатся готовить. Многие идут продавать продукты: яйца, молоко, овощи, – на местный рынок. Мария Монтессори считала, что подростки должны уметь жить в естественной среде и быть в состоянии обеспечить себя едой.
Одновременно с выращиванием овощей воспитанник по системе Монтессори углубляется в ту науку, к которой имеет больше всего способностей. Причем допускается, что он может сократить время занятий других предметов, так как азы к этому моменту уже усвоены. Таким образом, уже подростком он понимает, к чему у него склонность, и сам решает, по какому пути пойти и в какой институт поступать.
– Главное, – замечает Элеонора, – что система Монтессори рано развивает любознательность, учит делать выбор и добывать нужную информацию.
Лично меня, Александру Генрих 24-х лет, такая жизнь очень даже устраивает. Я готова торговать яйцами на рынке, раскладывать бусины по коробкам, разжимать до посинения бельевую прищепку. Наверное, в конце концов я стану самостоятельной, сильной личностью и выйду замуж – если не за американского президента, то как минимум за друга из Германии.
Одному только не сможет научить меня итальянский педагог-гуманист: как мне смириться с прошлым, перечеркнуть прежнюю систему воспитания? Что делать, если у меня в голове намертво засел «Воробушек»? Если эмоции преобладают над смыслом? Антон Семенович Макаренко, немало поработавший и с трудными подростками, и с сотрудниками НКВД, сказал бы на это, пряча усмешку в усах: «Хватит сопли жевать, Александра! Иди-ка дрова колоть!». И я бы пошла, потому что у меня бы не было другого выбора. А тут его как-то слишком много: хочешь – рисуй, хочешь – не рисуй. Голова раскалывается, как будто там сидит Бонифаций в зеленом купальнике. Сорри, Монтессори.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Корреспондент «Cмены» проник на фабрику «Гознак»
Спиральная история новогодней елки