Сорок рукописей

Р Роман| опубликовано в номере №40, октябрь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

ПРЕДО МНОЮ папка с 40 рассказами. Сколько времени и сил, нервов и... бумаги истрачено.

Свердловск, Ташкент, Минск, Харьков. - Вон какие концы до Москвы отмахали эти то аккуратно сшитые, перепечатанные на машинке, то вихрастые, как их владельцы, трепаные рукописи.

А какое обилие тем!

Половой вопрос. Перегрузка. Нэп. Еврейство провинциальное. Самогон, - не перечтешь!

И каждый автор, склоняя спину над непокорными фразами, думал подметить самый больной узелок в пряже наших дней, хотел показать, как этот узелок распутать.

Ведь не премии же прельщали.

Конкурс был лишь толчком, а накипало давно.

И все-таки конкурс не дал больших результатов.

Лишь два рассказа из 40 можно выделить, и лишь один из них - премировать.

В чем дело?

Мало одного желания убедить в том или другом своего читателя, мало выбрать подходящую тему, - надо эту тему оформить в художественное произведение. А вот этого-то и недостает подавляющему большинству рассказов.

***

НА ПОЛЯХ рассказа «Обратно - пропорционально» член жюри т. И. Уткин написал:

«Публицистика через доказывание показывает (убеждает); литература, наоборот, через показывание доказывает. Убедительная, художественно-красноречивая картина, а не длинные общественно-приятные разговоры - вот оружие и прием рассказа».

С этим приходится полностью и целиком согласиться.

И вот по этому-то соображению забраковано много рассказов. Беру на выдержку один: автор пишет о том, как один активист переутомился и заболел неврастенией. Вместо того чтобы показать, как этот активист работал, вместо того, чтобы дать ряд сцен работы этого активиста, автор длинно и утомительно рассказывает о симптомах неврастении и о том, что неврастения эта появилась на почве переутомления, и что активисту это все очень неприятно.

Прочтешь такой рассказ, и ничего в голове не останется, кроме жуки.

Нет живого человека, нет живого действия. Одни рассуждения, «общественно-приятные разговоры».

Это - первое.

В рассказе каждое действующее лицо должно жить, оно должно быть показано во весь рост; в результате всей вещи читатель должен иметь перед собой полную законченную картину, художественно-убедительную и ясную. Так ли это обстоит в забракованных рассказах?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены