Соперник № 1

Дмитрий Сухарев| опубликовано в номере №870, август 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пока осьминога учат отличать квадрат от треугольника, он похож на обычную павловскую собаку. Когда же его учат отличать тяжелое от легкого, он превращается в собаку, которой удалили кору головного мозга. У такой собаки есть глаза, есть даже зрительные рефлексы, но высшей нервной деятельности нет. Вы зажигаете лампу, и зрачок животного сужается. Это рефлекс. Но запомнить, что после лампы дадут еду, такая собака не может: у нее нет той части мозга, которая запоминает.

Но ведь нашего осьминога никто не оперировал! Мозг цел! И он прекрасно запоминает, когда сигналы идут от глаз или рецепторов прикосновения. Что за загадка?

Загадку удалось разрешить, когда стали искать запоминающее место в мозге осьминога. Ответ получился неожиданный. Оказалось, что у осьминога нет специальной надстройки, стоящей над всем мозгом и служащей для высшей нервной деятельности, а есть несколько отдельных надстроек, возвышающихся над отдельными органами чувств.

Над зрением — своя запоминающая надстройка. Если ее удалить, зрение и простые зрительные рефлексы останутся, но чему-либо научиться с помощью глаз он не сможет. В то же время такая операция не затронет его способности запоминать шершавое и гладкое. Над этими чувствами— своя запоминающая надстройка. А над мышечной чувствительностью запоминающей надстройки нет совсем. По-видимому, этот род чувствительности не имеет большого значения в индивидуальном опыте осьминогов, и природа из экономии не обеспечила его запоминающим устройством.

Если бы природа обладала даром предвидения, она бы так не поступила!

Цена упущения

Я пишу эту статью. Стол, лампа, тетрадь. Перо быстро скользит по бумаге, почерк у меня мелкий.

Перечитываю кусок. Читаю, а сам взял чашку, прихлебываю и читаю. Чай остыл.

Я перепечатываю рукопись набело. Пальцы стучат по клавишам машинки. Еще недавно я не умел печатать, а сейчас вполне ничего.

Зазвонил телефон. Привычным движением, не глядя, взял трубку, поднес к уху.

Вы уже, вероятно, заметили навязчивую тенденциозность этого маленького лирического отступления. Небольшой эпизод из обыденной жизни, а сколько заученных и автоматизированных движений!

Человечек родится с жалким запасом двигательного умения. Он может дышать, сосать, орать и сжимать ручку в кулачок. Всему остальному мы учимся. Даже ходить!

Осьминог умеет делать только то, что он умеет с рождения. Он может научиться убегать от белого треугольника, но убегать он будет всегда одинаково — и старый осьминог и новорожденный, только что из яйца. Улучшить свое умение он не способен: даже если случайно мышцы сделают что-то лучше, чем обычно, мозг не сможет запомнить, как это получилось.

Делали опыт с новорожденными каракатицами, которые никогда в жизни не охотились и не видели, как это делается. Каждой из них дали возможность поймать рачка. Примерно в 65 процентах случаев охота завершилась успехом. Затем такой же опыт провели с каракатицами, каждая из которых охотилась в жизни не менее пятнадцати раз. Процент удачи был у них примерно тот же (62 процента), то есть жизненный опыт умения не прибавил.

Что ни говорите, а обидно!

Конечно, мы, люди, наделены разумом, прекрасно понимаем, что сам осьминог ни о чем не жалеет. Он живет таким, каким его сделала эволюция беспозвоночных животных, и нет у него мысли о том, чтобы стать соперником царя природы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены