В 1928 году жизнь полсотни ребят - одиночек, учеников Иваново - Вознесенской рабшколы ФЗУ, стала предметом обсуждения комсомольского коллектива. Было бы очень плохо, если бы коллектив только зная, как бьются в постоянной нужде, в страшных гигиенических и бытовых условиях ребята, не имеющие своей семьи, и ничего бы не предпринял.
Коллектив после долгих упорных боев с хозяйственниками добился помещения под общежитие. Правда, пришли туда ребята жить с пространной декларацией о безграничных «обобществлениях», но жизнь бесцеремонно опрокинула их расчеты. Кроме уменья говорить красивые слова, надо было обладать умением подчинить себя общим интересам, надо было иметь в активе дружбу, спаянность и опыт. Но ни первого, ни второго, ни третьего у ребят не было. Общежитие существовало зиму. Существовало кое - как и одно время чуть было не обросло толстой корой болезненных явлений. Они во - время были ликвидированы волей всего коллектива школы. Но мысль о коммуне не переставала тревожить ребят. Нарастала реальная необходимость в общем питании, общих мыслях, общих делах. За это голосовали очень решительно бюджет, настроения... Не нужно было уже принимать резолюций о необходимости коммуны; нужны были дела. Но... это «но» и заставило поехать автора этих строк с полномочиями от будущих коммунаров в Москву. Дело в том; что на глазах многих ребят развалилась коммуна при фабрике «Красная Талка». Еле влачили существование другие коммуны. Причина: не было опыта. Хоть бы одна сносная книжечка, статья! Только «Смена» кое - что писала о коммунах, да и то недостаточно. И вот решается вопрос о поездке «за опытом» в первую районную коммуну в Москву. В ту самую коммуну, которая расположена в «оцеплении громадных серых домов нового пролетарского Дубровского поселка» (приблизительно так начинаются все очерки о коммуне в нашей прессе).
Приехал я сюда не как гость, а как коммунар, разделяющий все «радости и печали» коммуны.
Морские пассажиры, как известно, имеют первое знакомство с морем через «морскую болезнь». Первые дни я точно также был подвержен «морской болезни», но только в обратном смысле. Мне все казалось в коммуне хорошо. Почему - то я был уверен, что если и есть недостатки в коммуне, то они незначительны, случайны и, конечно, легко устранимы.
Я ошибся. Коммуна имеет ряд серьезных промахов и болезней, которые безусловно не так - то уж легко могут быть устранены О некоторых из них я расскажу. Но отказать коммуне в ряде успехов и достижений - это доказывать, что снег черного цвета. Верное достижение коммуны - это обобществление. Здесь обобществлено все. Возьмите зарплату. Коммуна поставила знак равенства между заработком в 30 рублей и 200 рублей. Если фабзайцы - коммунары Вольвовский и Марен оба вносят в месяц 60 рублей, то коммунар Тарасевич один вносит около двухсот. Деньги целиком сдаются в кассу, и уже оттуда коммунар получает на расходы. Очень интересен и поучителен расход основных денег в коммуне:
Питание - 50%.
Ком. услуги - 17%.
Трамвай - 0%.
Помощь родным - 7%.
Содержание кухарки, стирка и страховка - 5%.
Одежда - 13%.
Культрасходы - 6% и т. д.
Коммунары организовали очень приличное собственное питание. Коммуна не помнит случая, чтобы кто - либо оставался голоден. Но все же собственная кухня - это минус коммуны, ибо новый быт не совместим с индивидуальным питанием, это значит пойти на компромисс с прошлым.
Нам часто приходилось вставать в тупик от таких мелочных, но в то же время важных вопросов:
- А что, если у парня ботинки разносятся? Костюм изорвется?
Нам казалось, что расходы одного должны быть прямо пропорциональны расходам другого. В коммуне такой пропорции не существует и такие вопросы решают очень просто. По мере необходимости все чинится, покупается новое и т. д. И здесь, безусловно, особенно выигрывают личные интересы каждого. И если та или иная секция (контроль коммуны) будет слаба в своей работе, то это уже граничит с началом тихого, спокойного развала коммуны, так как полное доминирование интересов отдельных коммунаров над общими характеризует фактический развал. Товарищи москвичи, у вас с секциями не вполне благополучно - они замирают. Предупредите последствия.
К успехам коммуны надо отнести активность всех коммунаров в производстве и на общественной работе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Письмо из Берлина