1905 г. в Москве - это бои на Пресне, это разгром первой революционной крепости - Прохоровни, как звалась тогда Трехгорная м - ра. Среди ряда соседних фабрик и заводов Прохоровна была самой крупной, на ней работало до 7 тыс. рабочих. Подпольная работа революционных партий велась здесь интенсивнее, и среди рабочих было много примкнувших н различным группировкам. С октября 1905 г. деятельность революционных групп усилилась, вскоре было привезено оружие, и 12 прохоровцев вошли в объединенную дружину железнодорожников, а потом организовали самостоятельную дружину.
После объявления декабрьской забастовки по гудку Прохоровни стали 8 фабрик Пресни. 10 декабря на Прохоровне был организован боевой штаб, и вся Пресня покрылась сетью баррикад. Из всех домов рабочие стаскивали ящики, бочки; жены их пилили телеграфные столбы, резали проволоку. Баррикады были на Кудринской площади, на Лесной улице, у Горбатого моста.
12 декабря войска начали обстрел фабрик и рабочих казарм.
Семеновский полк во главе о палачом Мином докончил разгром. Восстание было подавлено. Начались «суд и расправа».
Ниже мы печатаем два отрывка из книги о 1905 годе, написанной рабочим писателем тов. А. Баутиным.
Лелька работал на Прохоровке в красковарке.
Мастера - краскотеры составляют по рецептам затушенные камедью краски для набивки узоров. 48 печатных машин, красильня, кубовая, отделочная, отбельная, мерсеризация и другие цеха отражают в красковарню целые отряды подвозчиков и подносчиков красок.
Самые большие, многолюдные цеха фабрики - печатная, красильня и отбельная - помещаются на первом этаже. Коридоры и проходы из этих цехов сходятся узлом в красковарке.
И главная узловая станция всех путей и дорог нижнего этажа - это курилка, уборная красковарки. Здесь, в полутемном помещении, по соседству с писсуарами, на самодельных скамьях и прямо на полу сидели рабочие из разных цехов и курили. В этом клубе спокон века процветала полная свобода слова. Самые сложные вопросы политики и быта обсуждались здесь; неприкрыто звенело матерное слово. В курилке выковывалось общественное мнение.
Лелька зашел в курилку с пачкой прокламаций, которые отпечатал вместе с Честновым на гектографе по заданию стачечного комитета. Прокламации должны были подготовить рабочих к созданию Московского совета рабочих депутатов.
В этот день в курилках стригальни, механической и ткацкой все лидеры курилки как - будто сговорились: речь шла о политической цели стачек.
Какой - то усатый рябой рабочий огромного роста, с голой грудью драл свое медное горло, заглушая оппонентов.
- Ты, Кохов, подожди! - Пытались остановить лидера несколько малорослых рабочих. Они хватали его за руки.
- Ну разве это не победа? Получили 20% прибавки и 3 рубля квартирных.
Кохов гремел свое:
- Какого черта ты лезешь с трешницей? Вся рабочая Россия бастовала дружно. А требовали каждый свое, вразброд, по мелочи. Если бастовать, надо иметь общую цель. Например - 8 часов работы.
- А кто нас объединит в этой борьбе? Кто?
Лелька выскочил на середину, и звонкий голос его врезался в общий гул курилки.
- Объединит нас всех Совет рабочих депутатов от всех фабрик. Мы 8 - часового рабочего дня вразброд не добьемся.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.