Смотри, думай, читай

Д Гутнер| опубликовано в номере №340, апрель 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему же до сих пор Николай был так узок? И здесь опять все то же «потому».

Проторенная дорожка учебы давала возможность надеяться на учителя, на учебник, на все легкое, что само шло к нему навстречу. Великое наследие человеческого ума, заключающееся в литературе, искусстве, науке, только самым незначительным краем задевало его.

Как-то целый вечер беседовали мы с юношей. И выяснилось, что из исторических романов он читал лишь самые популярные: «Петр I» А. Толстого и «Степан Разин» Чапыгина. Литературу знает только в пределах программы, т.е. из Тургенева читал только «Отцы и дети», «Рудин», «Хорь и Калиныч», из Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и «Поэт и гражданин», из Л. Толстого «Войну и мир».

О Мамине-Сибиряке, Лескове вообще не слышал, из сочинений Короленко читал только «В дурном обществе», о Чехове, конечно, слышал, но читал только «Вишневый сад» да видел «Человека в футляре» в кино. И когда мы, долго проговорив, попробовали подвести итоги, то Николай глухо буркнул:

- Да. Дурак я, в общем, круглый. Нет, Николай, ты не дурак. Отнюдь. И то, что ты увидел ограниченность своих знаний, особенно подчеркивает, что ты неглуп. Но нужно сделать практические выводы из всего этого.

Надо интенсивно учиться работать над собой. Это значит: нужно до большего доходить своим умом, большего добиваться самому, не надеясь на кого-то. Не понял слова - поищи в словаре. Не понял того или иного вопроса - поройся в литературе, попробуй этот вопрос сам разрешить, а не опрашивай всякий пустяк. Дана тема для сочинения - возьми ту, что потрудней, и менее всего знакома. Тогда в результате работы над ней ты узнаешь много нового. Ведь это так интересно узнавать новое! Новые люди, новая жизнь, новые условия встанут перед тобой. Не бойся, смелей - и ты увидишь, как расширится твой кругозор, как изменится твой взгляд на людей, как исчезнет примитив в понимании. Самое главное, как много тебе захочется узнать!

Наука сложна и многообразна, и культура умственного труда заключается не только в том, чтобы переписать аккуратно тетрадь и выучить урок (это необходимый, но только первый шаг этой культуры), а в том, чтобы уметь использовать все, что дают нам и литература, и наука, и искусство.

Недавно в концертном зале Большого театра артист Яхонтов читал «Настасью Филипповну». Около меня сидел незнакомый юноша. В юнгштурмовке с кимовским значком, в шитых мягких сапогах наподобие валенок. Все это было чистое, аккуратное, ладно пригнанное.

В громадных карих глазах юноши горел неподдельный восторг. Затаив дыхание, и крепко сжав руки, слушал он чтение, передыхая только там, где передыхал и Яхонтов. На смуглом виске юноши дрожала какая-то жилка, и он совершенно забыл обо всем окружающем. В антракте мы разговорились. Юноша приехал из далекого белорусского местечка. Там он отличником окончил «десятигодку». До ближайшей железной дорога было 40 километров. И мальчик еще давным-давно задумал идти учиться в Московский институт инженеров транспорта. (Так полностью, уважительно, а не легкомысленно - МНИТ - назвал он свой институт.) И вот цель достигнута. Он уже на втором курсе. Скоро поедет к себе домой железную дорогу строить! Правда, первое время было трудно. Мешали два обстоятельства: плохое уменье чертить и недостаточное знание русского языка. И то и другое было преодолено.

- Но как прекрасна Москва! Мне хочется, пока я здесь учусь, все узнать. Я летом был дома и заработал денег на костюм. Но приехал сюда и раздумал. Костюм я успею и после купить. У меня есть несколько рубах, они еще совсем приличные, - он с некоторым сомнением оглядывал себя, - а эти деньги я трачу на театры, лекции, концерты, музеи. Ведь этого же потом не купишь!

Милый юноша, хороший незнакомец с концерта Яхонтова, как вы правы!

Все: и хороший костюм и изящные туфли - это все приложится. Это все придет. А вот уменье мыслить, знание «всех тех богатств, которые выработало человечество», - это нужно брать сейчас. Брать везде, где можно, ничем не пренебрегая. Нужно сейчас уметь отыскивать то, что тебе нужно. Научись пользоваться библиографическим справочником, библиотечным каталогом, а не стой, как пешка, в читальне. Умей найти нужное в книге, а не сетуй на преподавателя, зачем он не указал страницы. Читай, смотри, наблюдай, думай - тогда ты вырастешь настоящим человеком, тогда ты будешь уметь разбираться в делах, в людях, видеть в них и хорошее и дурное, и вместе с этими людьми ты будешь строить жизнь!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены