Водители на трассе недоуменно разглядывали странную колонну, движущуюся по обочине, притормаживали и вылезали из кабин.
«Вроде на КамАЗе еду, а не на машине времени, — удивлялся один, — а тут прямиком в прошлый век угодил».
«Кино снимают», — понимающе кивал другой.
Зрелище действительно больше походило на натурные съемки, однако ни софитов, ни камер, ни каких-либо других киношных причиндалов не было. По шоссе двигалась не массовка исторического фильма, а сводный полк военно-исторического клуба «Слава Отечества».
Стоял жаркий московский июль, а мы облачились в мундиры 1812 года, перекинули через плечо панталеры, поправили на голове кивера, взяли кремневые ружья на «караул» и по команде «кругом» совершили поворот на 180 градусов — шагнули из века нынешнего в век девятнадцатый.
А началось все два года назад, когда капитан Советской Армии Анатолий Новиков создал в воинской части, где служил, клуб «Слава Отечества». Идею поддержали в ЦК ВЛКСМ, и решено было провести поход по местам боев русской армии с Наполеоном. Но как провести и кому принять в нем участие? Сделать его стандартно-будничным, с рюкзаками, палатками и митингами у исторических памятников? Такой поход годился только для «галочки», и тогда прозвучала команда:
— Униформироваться!
Кажется, не было города, населенного пункта, через который проходил наш сводный полк, где бы не спросили: форму на «Мосфильме» взяли? Да нет же, все — с пуговицы до кивера — сделали своими руками. И тогда следовал новый вопрос: зачем? Зачем... А скажите, много ли мы знаем об истории Отечества, ведь даже такой простой вопрос: «Когда Россия закончила войну с Наполеоном?» — для большинства становится неимоверным ребусом.
В 30-е годы в Малоярославце, Красном, Полоцке, через которые пролегла дорога войны 1812 года, были снесены памятники защитникам Отечества. Старожилы рассказывали: когда взрывали в Полоцке памятник, стилизованный под церковь, он, словно человек-исполин, поднялся над землей...
На месте памятника мы установили сохранившийся в краеведческом музее его макет, рядом поставили копилку. В почетном карауле застыли два лейб-гренадера. Стояла тишина, казалось, что даже автомобили, проезжая мимо, замедляют ход. Полочане долгие минуты выстаивали у почетного караула, некоторые смахивали слезы, доставали деньги и, преклонив колено, опускали гривенники, рубли, червонцы... Именно так в прошлом столетии благодарная Россия собирала средства на строительство памятников своим героям. Этот, снесенный с лица земли, был установлен в 1850 году на народные деньги.
И был дым сражений, грохот орудий, барабанный бой, поднимающий в атаку полки. И знамена русской армии развевались так же, как и 176 лет назад, будто и не прятали их все это время в запасниках музеев. И «Кутузов» был как две капли воды похож на славного фельдмаршала, так что хотелось, набрав в грудь воздуха, молодцевато гаркнуть: «Позвольте, ваше сиятельство...» — и пойти, и совершить подвиг за Россию. Даже «Наполеона» чуть-чуть в плен не взяли, но он опять, как и тогда, в 1812-м, ускользнул. Что ж, историческая правда прежде всего. Но так хотелось его все же пленить, так уж казачки гнались за ним!..
А вечерами, когда дым сражений уносился ветром, разбивали бивуак и начинали сражения другого рода — словесные. Уже не исторические казусы занимали умы молодых ребят, а реальности сегодняшние. Соприкоснувшись с веком минувшим, мы особенно остро чувствовали свою причастность к времени нынешнему. На долю нашего поколения выпала нелегкая миссия — правдиво воспроизвести историю Отечества. Это невозможно сделать, если не проникнуться духом минувших времен, не связать день сегодняшний с днем вчерашним. Военно-исторический поход — детище наших перемен, подобного движения в истории страны еще не было. Но он не закончился с возвращением в Москву — осенью штаб планирует провести учредительный съезд, где будут разработаны устав, положение, будет решаться вопрос о создании фонда. Предполагается поездка в Лейпциг на празднование 175-летия «Битвы народов». А летом — в поход на Полтавское поле!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
3 апреля 1920 года родился Юрий Маркович Нагибин