Слова и мысли танца

Н Шереметьевская| опубликовано в номере №925, декабрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Готовность умереть, бесстрашие, единоборство со смертью - торжественные, но несколько обезличенные понятия. А Есаулов наполнил их живым содержанием, воссоздав историю русского парнишки, такого же юного, как и герой фильма «Баллада о солдате». В отчаянной схватке с врагом, тяжело раненный, он падает, прижимая к груди алый стяг. Приковылявшая за ним старушка повязывается этим стягом, как платочком, и, развеселившись, заигрывает с парнишкой, завлекая его в свой страшный, шутовский перепляс. И глумится при этом и капризно топчет его стяг ногами, как бы втаптывая в землю его самого. Но вот, набравшись последних сил, парнишка отнимает свой стяг, свою жизнь и, высоко держа над головой алое полотнище, уже твердо шагает по земле. А старушонка, как черная гадюка, ползет у него под ногами, а потом, отстав и обессилев, сворачивается клубочком и вовсе исчезает из глаз...

В этом номере все отвечает его замыслу: и образ Смерти, как бы увиденный глазами самого паренька, и хореография, созданная на основе русского народного танца, что подчеркивает национальный характер героя и делает его таким близким для нас.

Есаулов долго вынашивает свои замыслы. Если Олег Виноградов воплощает их сперва в рисунках, то Игорь Есаулов пишет для себя развернутые сценарии будущих постановок, пишет стихотворения, в которых высказывает главную мысль, главное настроение будущего танца. Иногда читает их исполнителям, чтобы возможно ярче донести до них свою мысль.

Интересно начинают свою творческую жизнь эти молодые художники.

К сожалению, конкурс показал, что такой культурой, таким талантом обладают лишь немногие балетмейстеры, работающие в области малой формы, кстати, самой дефицитной сейчас у нас в связи с огромным размахом нашей концертной деятельности.

Дипломы первой степени были присуждены еще только двум номерам, поставленным мастерами старшего поколения: Леониду Якобсону, который создал сатирическую танцевальную сценку «По мотивам Бидструпа», и Владимиру Варковицкому и Станиславу Власову, -воплотившим поэтический образ вестников мира в танце «Летите. голуби».

Своей удачей они продолжили традицию русского балета. Более полувека назад лебедь Анны Павловой начал торжествующий полет над миром, став символом нравственной красоты и трагизма начала двадцатого века.

Мне бы не хотелось, чтобы эта статья натолкнула на вывод, будто молодые хореографы обращаются лишь к трагедийной тематике. Это не так. У каждого из них оптимизм преобладает и в том, что уже создано, и в планах завтрашнего дня. Но для того, чтобы они осуществились, надо обеспечить это завтра, бороться за него. Это отлично понимают и наши и чехословацкие молодые хореографы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены