... Если прикрыть глаза, можно представить, что находишься на органном концерте в консерватории. - так звучали «Арии» Генделя, мягко, насыщенно, трагично. Генделя сменил Вивальди. Будто невидимый скрипач соревнуется с оркестром. Потом оставался один баян в чистом виде, а его сменяла фантастика красок Прокофьева. И при этом нет ощущения искусственности, каждый «инструмент» звучит естественно и безукоризненно.
Некоторое время спустя солист Москон-церта Анатолий Беляев терпеливо раскрывал мне «секреты» своего изобретения. Он без конца включал и переключал какие-то кнопочки, лампочки, клавиши регистров, а я слышала то флейту, то гобой, то колокола, то контрабас... Иногда они звучали все вместе, и в эту разноцветную ткань оркестровых голосов уверенно вплетались знакомые нотки баяна с присущими лишь ему одному красками. Интересно, есть ли предел этому водопаду звуков?
- Видите ли. - объяснил Анатолий, - боюсь, что я выпустил джина из бутылки, и теперь приходится ожидать любых сюрпризов. Возможности этого инструмента настолько велики и неограниченны, что использовать их до конца пока не удалось. Достаточно сказать, что одних только тембров в нем несколько тысяч (я имею в виду и сочетания)... И в то же время эти тембровые комбинации - всего лишь средства оркестровой раскраски данной пьесы, а баян был и остается баяном. И хотя при создании инструмента мы вовсе не ставили себе целью как можно удачнее имитировать орган, думаю все же, что исполнение органных произведений на этом инструменте должно стать традицией в современном музыкальном искусстве, отнюдь не шокируя поклонников старинного «короля всех инструментов».
... Я слушаю в исполнении Анатолия Токкату и Фугу ре-минор Баха.
Грянул неудержимый поток, целая лавина звуков, и я ловила себя на том, что слежу скорее за безукоризненностью техники музыканта, за его манерой игры, и совершенно забыла об особенностях инструмента. Так, думала я, наверное, когда-нибудь и произойдет: технический эксперимент даст возможность музыканту посвятить себя всецело раскрытию внутреннего мира музыки, и вот здесь-то непременно должны найти общий язык и «физики» и «лирики».
- Сама идея родилась несколько лет назад, во время гастролей по стране, - рассказывает А. Беляев. - Хотелось усовершенствовать баян, использовать до конца все его ресурсы, но как это сделать, конкретно я тогда еще не представлял. Я понимал, что нужен новый инструмент: ведь современное исполнительство на баяне уже вышло за рамки своего традиционного репертуара, у баяна появились новые тембры, расширился звуковой и динамический диапазон (добавились регистры). и стало возможным исполнять классику, почти не искажая при этом фактуры. Все это привело к мысли, что необходимо взять на вооружение электронику, ее новейшие достижения.
Вскоре мы вместе с молодым конструктором Ю. К. Волковичем начали разрабатывать принципиальную схему будущего инструмента. В дальнейшем создании нового баяна приняли участие Чикагский музыкальный институт и итальянская фирма «Фарфиза».
Анатолий объясняет устройство баяна: конечно, вид у него необычный, хотя по-прежнему сверкает кнопками клавиатура и так же, по старинке растягиваются мехи. Состоит он из двух частей: собственно баяна, с его красками, его мощью, его динамикой (при желании можно усиливать звук, доводя его до предела с помощью двух специальных микрофонов, установленных внутри), и электроники, с помощью которой создаются и контролируются новые тона, звуки и тембры. Звуки баяна могут существовать как отдельно, так и в совокупности с электронными. Наличие ножной педали позволяет не только регулировать динамические оттенки, гибкость нюансов. но также создает нужный звуковой баланс между голосом и аккомпанементом.
- Вообще возможность вариантов здесь поистине неисчерпаема, - замечает Анатолий. - Ведь прежде, чем исполнить пьесу, я должен ее «оркестровать», то есть определить наиболее подходящие для этого произведения сочетания регистров электронного инструмента. Я собираюсь в ближайшее время исполнить органный концерт Пуленка с камерным оркестром, а в дальнейшем подготовить старинную русскую музыку и попробовать кое-что из эстрадной классики.
Анатолию Беляеву сейчас тридцать четыре года. Десять лет он выступает с концертами. и не только в нашей стране - Анатолий побывал в тридцати шести странах мира. Он лауреат нескольких международных конкурсов. Московского и Варшавского фестивалей, обладатель золотых медалей и многочисленных дипломов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.