Директор зоологического сада оказался карьеристом. Звери для него были только средством для достижения личных целей. Он не заботился о надлежащей роли своего учреждения в воспитании молодежи. У жирафы, жившей в его зоосаде, была короткая шея, барсук даже не имел своей норы, суслики, проникшиеся ко всему безразличием, свистели чрезвычайно редко и как будто неохотно. Эти недостатки не должны были иметь место. Тем более что в зоосад часто приходили на экскурсию школьники.
Это был провинциальный зоосад, в нем не хватало нескольких основных зверей, в том числе слона. Его пробовали временно заменить, выращивая три тысячи кроликов. Но по мере того как развивалась страна, постепенно ликвидировались и нехватки. Наконец дошла очередь и до слона. По случаю национального праздника зоосад получил извещение, что вопрос о выделении ему слона решен положительно. Сотрудники зоосада, всей душой преданные своему делу, были страшно обрадованы. Каково же было их удивление, когда они узнали, что директор написал в Варшаву деловое письмо, в котором отказывался от отпущенного им слона и излагал план получения слона хозяйственным путем!
«Я и весь коллектив, – писал он, – отдаем себе отчет в том, что слон – это большая тяжесть на плечах польского шахтера и металлиста. Стремясь снизить себестоимость, я предлагаю заменить вышеупомянутого слона слоном собственного производства. Мы можем сделать слона из резины в натуральную величину, наполнить его воздухом и поставить в вольер. Он будет тщательно раскрашен и почти не будет отличаться от настоящего, даже на близком расстоянии. Мы помним, что слон – животное неповоротливое: он не бегает, не прыгает и не валяется на земле. На ограде мы повесим табличку, объясняющую, что это особенно неповоротливый слон. Деньги, сэкономленные на этом, можно использовать на строительство нового самолета или на охрану памятников старины. Прошу обратить внимание, что как инициатива, так и разработка проекта являются моим скромным вкладом в общее дело. Уважающий вас...». И подпись.
Очевидно, письмо попало в руки бездушного чиновника, который по-бюрократически понимал свои обязанности, не вник в существо вопроса и, руководствуясь только директивами по снижению себестоимости, согласился с планом директора.
Получив утвердительный ответ, директор зоологического сада распорядился сделать огромную резиновую оболочку, а затем наполнить ее воздухом. Это должны были выполнить два служащих зоосада, надувая слона с двух противоположных концов. Чтобы сохранить все в тайне, решено было работать ночью. Жители города уже знали, что в зоосад должен поступить слон, и мечтали его увидеть. Да и директор торопил, рассчитывая получить премию за успешное осуществление своего замысла.
Служащие заперлись в сарае, где все было подготовлено, и начали надувать. Однако после двух часов упорных стараний они обнаружили, что серая оболочка только незначительно поднялась над полом, напоминая огромный плоский корнеплод. Была поздняя ночь, замолкли человеческие голоса, только из клетни доносился вой шакала. Утомленные служащие на
минуту остановились, следя за тем, чтобы не вышел воздух. Это были пожилые люди, не привыкшие к такой работе.
– Если у нас и дальше так будет идти, мы кончим только к утру, – сказал один из них. – Что я скажу жене, когда вернусь домой?. Она же мне не поверит, если я скажу, что целую ночь надувал слона.
– Пожалуй, – согласился другой. – Слоны надуваются редко. А все из-за того, что у нашего директора перегибы.
Поработав еще полчаса, они почувствовали страшную усталость. Туловище слона увеличилось, но до нужных размеров было еще далеко.
– Чем дальше, тем тяжелее, – сказал первый.
– Еще бы, такая махина! – подтвердил второй. – Отдохнем немного.
Когда они отдыхали, один из них заметил на стене газовый кран и подумал: нельзя ли воздух заменить газом? Он поделился этой мыслью со своим товарищем. Решили попробовать. Вставили в клапан оболочки газовый кран, и уже после нескольких мгновений, к их радости, посреди сарая слон стоял во весь свой рост. Он был как живой: покатое туловище, ноги-столбы, большие уши и неотъемлемый хобот. Директор, не желающий считаться ни с чьим мнением и движимый честолюбивым стремлением иметь в саду великолепного слона, постарался, чтобы модель была очень большая.
– Первый сорт! – заключил тот, которому пришла мысль относительно газа. – Можем идти домой.
Утром слона перенесли в вольер, устроенный специально для него в самом центре зоопарка, возле клетки с обезьянами. Установленный на фоне настоящей скалы, он выглядел грозно. Перед вольером повесили табличку: «Особенно неподвижный, вообще не бегает».
Одними из первых посетителей в этот день были ученики местной школы, сопровождаемые учителем.
Учитель хотел, чтобы его урок был наглядным. Он остановил всю группу перед слоном и начал:
– Слон – животное травоядное. При помощи хобота он вырывает молодые деревца и объедает на них листья.
Ученики, стоявшие вокруг слона, рассматривали его с удивлением. Они ждали, что слон вырвет какое-нибудь деревце, но он по-прежнему стоял за загородкой и не двигался.
– Слон происходит по прямой линии от уже вымерших мамонтов. Ничего удивительного, что он самый большой из всех существующих обитателей суши.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.