Сквозь годы борьбы

Макс Поляновский| опубликовано в номере №518, декабрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Колючий, вырвавшийся из-за отрогов Крымских гор холодный ветер метался по Симферополю. Грохотали железные вывески магазинов, шашлычных, немецких баров и комендатур. Одиноко маячила на перекрёстке фигура полицая. Иногда появлялись и мгновенно исчезали прохожие, словно растворившись в сером тумане.

Со стороны вокзала медленно шёл человек. Был он невысок, одет плохо, лицо от угольной пыли потемнело, и белки глаз поэтому казались особенно яркими...

Уже пять месяцев Вася Бабий жил на оккупированной немцами земле и не мог найти для себя настоящего занятия. Уйти с частями Советской Армии не удалось. Податься в лес к партизанам оказалось нелегко и непросто. Не он один пробовал это сделать. Его ближайшие приятели тоже искали путей к партизанам.

Отец Васи продолжал работать слесарем в депо. Когда он уходил, Вася с младшим братом Володей оставались дома. Непривычно было обоим без школы, томило безделье. Вася старался реже появляться на улице. Ему шел 18-й год. Не следовало обращать на себя внимание оккупантов, угонявших молодёжь в Германию. Вася много читал в те дни. Ещё больше размышлял о настоящем деле.

Изредка к нему домой заглядывали школьные друзья - Вова Енджияк и Толя Басс.

Когда юноши встречались, у них возникали разговоры о том, что пора наладить связь с партизанами. Или же надо создать свою группу и вошедших в неё ребят устраивать на подходящую работу к немцам. На такую работу, где можно выводить из строя машины, моторы, станки...

Группа была создана. Впоследствии Вася Бабий описал это событие так:

«Ядром, вокруг которого группировались другие ребята, были Вова Енджияк, Толя Басс и я. Вместе мы учились в 1-й средней школе свыше девяти лет. Сейчас дружба ещё более окрепла».

К упомянутой тройке примкнули другие ребята. Большинство из них были учащиеся той же школы.

«Так зарождалась подпольная организация, - писал Вася Бабий. - Но единого и ясного плана сначала не было. Одно знали хорошо: нужно вредить немцам и искать связи с партизанами».

* * *

Советские юноши и девушки, оказавшись на захваченной врагом земле, свято выполняли наказ великого Сталина: они всячески старались вредить немцам. Один поступил на мельницу, где ему удалось войти в доверие к администрации. И мельница больше простаивала, чем работала. Двое других служили на организованном немцами авторемонтном заводе. Они привели в негодность сложный станок, вывели из строя коленчатые валы, уничтожили части и детали разобранных мотоциклов. Василий Алтухов - член подпольной организации, бывший соученик Васи - поступил в полицию. Теперь руководство подпольной молодёжной группой бывало осведомлено о различных планах полиции и ежедневно знало ночной пароль, открывавший путь к ночному хождению.

Вася Бабий устроился, было, грузчиком на угольный склад. Но весной 1943 года он перешёл на другую работу. К тому времени какая-то кампания дельцов, возглавляемая немцами, организовала в Симферополе лабораторию, где изготовляли парфюмерию. Ей присвоили громкое наименование: «Химико-технологический институт».

В кармане у Васи теперь лежало скрепленное германской печатью удостоверение на двух языках. Из него можно было узнать, что гражданин Бабий Василий, уроженец деревни Владимировка, год рождения 1924-й, русский, проживает в Симферополе, по Гоголевской улице, 45, и работает в данном институте лаборантом.

Владелец этого документа каждое утро исправно приходил на работу. Хотя он назывался лаборантом, в действительности на протяжении всего рабочего дня он мыл посуду. А вечерами или по ночам...

Если заглянуть на страницы книги, написанной большевиком, руководителем крымского подпольного центра Иваном Козловым, станет известно, что делал в те времена Вася Бабий. На страницах его книги «В крымском подполье» немало строк посвящено деятельности комсомольской подпольной организации. Козлов писал:

«Отлично работал руководитель диверсионной группы, скромный энергичный Вася Бабий. Вася и его ребята проявляли в своей работе поистине блестящую изобретательность».

В Комиссии по истории Отечественной войны в Крыму хранится рукопись. Это отчёт командира особой диверсионной группы Симферопольской подпольной организации Василия Бабия. На последней странице отчёта автор привёл интересную справку. Из неё мы узнаём, что особая группа, которой он руководил, состояла из 20 ребят. Из них 13 участвовали в диверсиях. Распространением советской литературы, листовок, связью и разведкой занимались все участники группы.

13 диверсантов (во главе с Василием Бабием) 56 раз принимали участие в боевых операциях. На долю Василия Бабия из этих 56 выходов на операции приходится 12. Вова Енджияк участвовал в 9 диверсиях, а юный Борис Еригов - в 7. Чтобы производить операции в городе, нужны были немецкая форма и оружие. Два немецких военных костюма и два автомата «ППШ» были доставлены партизанами. Остальные раздобыли, совершив налёт на интендантский склад немцев.

На протяжении многих месяцев они взрывали немецкие нефтебазы, поезда, выводили из строя водонапорные башни водокачки, уничтожали вражеские машины и орудия. Два раза подняли в воздух большие вражеские склады с огромными запасами артиллерийских снарядов и авиабомб.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены