«ТУ - 104» - имя машины, созданной старейшим конструкторским бюро страны под руководством Героя Социалистического Труда академика Андрея Николаевича Туполева.
Теперь уже нет смысла повторять в подробностях то, что сообщали газеты в дни перелетов воздушного корабля по маршруту Москва - Лондон - Москва. Кому не известно, что новый самолет может работать на стратосферных высотах, что скорость его превышает 800 километров в час?! Читатели уже слышали об удобствах, предоставляемых пассажирам в полете: специальные установки создают в кабинах микроклимат - в меру теплый и влажный; путешественник может получить в дороге горячий завтрак, послушать радио, удобно подремать.
Забота о пассажире сказывается во всем, начиная с увеличенных против обычных размеров кабин и кончая никелированными крючками на передней стенке пассажирского отсека, к которым при необходимости можно подвесить... четыре комфортабельные люльки для путешественников грудного возраста.
Реактивные двигатели, которыми оснащен самолет «ТУ - 104», можно без преувеличения назвать исполинами. Коллективу инженеров, возглавляемому главным конструктором С. К. Туманским, удалось построить машины большой мощности.
История создания «ТУ - 104» - великолепный пример творческой устремленности в будущее, свидетельство торжества пытливого человеческого разума.
В успехе конструкторского коллектива не последнее слово принадлежит и первому экипажу машины, блестяще проведшему сложнейшие летные испытания.
К самолету предъявлялись требования: скорость, надежность, комфорт. Дать оценку надежности самолета предстояло летчикам. Вот несколько эпизодов, характеризующих борьбу за надежность машины.
Известно, что взлетный и пассажирский вес реактивного самолета резко отличаются друг от друга. В длительном полете машина перерабатывает десятки тонн горючего и, естественно, становится легче. А что, если возникнет необходимость произвести посадку немедленно после взлета, с полным полетным весом, не окажется ли это опасным для пассажиров и для машины? На этот вопрос мало было ответить теоретическими выкладками.
... Командир корабля летчик - испытатель первого класса Ю. Т. Алашеев вывел «ТУ - 104» из последнего разворота, летчик держал повышенную скорость на планировании, крылья машины со свистом резали воздух.
Плотно сомкнуты губы пилота. Весь он напряжен, как струна. Ошибиться летчик не имеет права. В его руках многомиллионная ценность - опытный самолет, но что еще важнее - ему доверен напряженный труд десятков конструкторов, сотен инженеров, тысяч рабочих. Он держит экзамен за всех, за весь коллектив.
Шасси самолета плавно касаются бетона, и, теряя скорость, машина катится по аэродрому. В списке контрольных заданий появляется скромная карандашная галочка, она подтверждает: посадка с полным полетным весом безопасна.
Расчеты показывали, что «ТУ - 104» сможет взлететь и на одном двигателе, если во время разбега вдруг откажет другой. Но каждый расчет должен быть проверен на практике.
Прежде чем выполнить это ответственное задание, было проведено несколько предварительных полетов. Сначала «ТУ - 104» «ходил» на значительной высоте на одном двигателе, потом летчик поднимал свой корабль на полных оборотах одного и уменьшенных оборотах другого двигателя. Наконец, на разбеге Ю. Т. Алашеев подал команду:
- Выключай!
Бортинженер В. Н. Бендеров выключил двигатель.
Несколько напряженных секунд. Надо удержать машину на бетонированной полосе, не дать ей вильнуть в сторону, соскочить на грунт, надо выдержать заданную скорость... «ТУ - 104» отрывается от земли. Чтобы ПОЛУЧИТЬ полную уверенность в том, что и такой жесткий режим для машины не опасен, экипаж повторяет взлет за взлетом. Наконец в программе летных испытаний появляется еще одна отметка: самолет надежно взлетает на одном двигателе.
Так, шаг за шагом, проверялась надежность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.