Скорость, надежность, комфорт

А Маркуша| опубликовано в номере №698, июнь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

«ТУ - 104» - имя машины, созданной старейшим конструкторским бюро страны под руководством Героя Социалистического Труда академика Андрея Николаевича Туполева.

Теперь уже нет смысла повторять в подробностях то, что сообщали газеты в дни перелетов воздушного корабля по маршруту Москва - Лондон - Москва. Кому не известно, что новый самолет может работать на стратосферных высотах, что скорость его превышает 800 километров в час?! Читатели уже слышали об удобствах, предоставляемых пассажирам в полете: специальные установки создают в кабинах микроклимат - в меру теплый и влажный; путешественник может получить в дороге горячий завтрак, послушать радио, удобно подремать.

Забота о пассажире сказывается во всем, начиная с увеличенных против обычных размеров кабин и кончая никелированными крючками на передней стенке пассажирского отсека, к которым при необходимости можно подвесить... четыре комфортабельные люльки для путешественников грудного возраста.

Реактивные двигатели, которыми оснащен самолет «ТУ - 104», можно без преувеличения назвать исполинами. Коллективу инженеров, возглавляемому главным конструктором С. К. Туманским, удалось построить машины большой мощности.

История создания «ТУ - 104» - великолепный пример творческой устремленности в будущее, свидетельство торжества пытливого человеческого разума.

В успехе конструкторского коллектива не последнее слово принадлежит и первому экипажу машины, блестяще проведшему сложнейшие летные испытания.

К самолету предъявлялись требования: скорость, надежность, комфорт. Дать оценку надежности самолета предстояло летчикам. Вот несколько эпизодов, характеризующих борьбу за надежность машины.

Известно, что взлетный и пассажирский вес реактивного самолета резко отличаются друг от друга. В длительном полете машина перерабатывает десятки тонн горючего и, естественно, становится легче. А что, если возникнет необходимость произвести посадку немедленно после взлета, с полным полетным весом, не окажется ли это опасным для пассажиров и для машины? На этот вопрос мало было ответить теоретическими выкладками.

... Командир корабля летчик - испытатель первого класса Ю. Т. Алашеев вывел «ТУ - 104» из последнего разворота, летчик держал повышенную скорость на планировании, крылья машины со свистом резали воздух.

Плотно сомкнуты губы пилота. Весь он напряжен, как струна. Ошибиться летчик не имеет права. В его руках многомиллионная ценность - опытный самолет, но что еще важнее - ему доверен напряженный труд десятков конструкторов, сотен инженеров, тысяч рабочих. Он держит экзамен за всех, за весь коллектив.

Шасси самолета плавно касаются бетона, и, теряя скорость, машина катится по аэродрому. В списке контрольных заданий появляется скромная карандашная галочка, она подтверждает: посадка с полным полетным весом безопасна.

Расчеты показывали, что «ТУ - 104» сможет взлететь и на одном двигателе, если во время разбега вдруг откажет другой. Но каждый расчет должен быть проверен на практике.

Прежде чем выполнить это ответственное задание, было проведено несколько предварительных полетов. Сначала «ТУ - 104» «ходил» на значительной высоте на одном двигателе, потом летчик поднимал свой корабль на полных оборотах одного и уменьшенных оборотах другого двигателя. Наконец, на разбеге Ю. Т. Алашеев подал команду:

- Выключай!

Бортинженер В. Н. Бендеров выключил двигатель.

Несколько напряженных секунд. Надо удержать машину на бетонированной полосе, не дать ей вильнуть в сторону, соскочить на грунт, надо выдержать заданную скорость... «ТУ - 104» отрывается от земли. Чтобы ПОЛУЧИТЬ полную уверенность в том, что и такой жесткий режим для машины не опасен, экипаж повторяет взлет за взлетом. Наконец в программе летных испытаний появляется еще одна отметка: самолет надежно взлетает на одном двигателе.

Так, шаг за шагом, проверялась надежность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены