Новая пьеса Назыма Хикмета «Чудак»
Творчество Назыма Хикмета близко я дорого советским людям. Тысячи писем получил поэт от своих читателей, главным образом от молодежи, по поводу одного только стихотворения, «Разговор с доктором», написанного во время тяжелой болезни, но проникнутого мужественным оптимизмом и неистребимой любовью к жизни.
Меньше знает молодежь пьесы Назыма Хикмета. А между тем писатель многие годы работает и в области драматургии. Лет тридцать назад на стенах московских домов можно было видеть длинные афишки с изображением красной метлы, перечеркивающей черный круг, - эмблемы самодеятельного театра студентов Коммунистического университета трудящихся Востока. Одним из активных участников этого театра, носившего оригинальное название «Метла», был двадцатипятилетний Назым Хикмет. Здесь, в сущности, и началась его полная неутомимых исканий работа для театра.
Как отличаются одна от другой пьесы Хикмета и по форме и по самому принципу решения темы! Одна из его первых пьес, «Череп», - произведение сатирическое. Пьесы «Легенда о любви» и «Иосиф прекрасный» овеяны романтикой старинных сказаний. «Первый день праздника» и «Чудак» посвящены жгучим проблемам современности. Но за разнообразием и необычностью пьес кроется одна общая идея - стремление к правде и справедливости, возвеличивание человека, способного пожертвовать собой ради общественного блага. Таковы, например, Ферхад, Ширин, Менофис и другие персонажи хикметовских пьес.
Особенно ярко выражена эта мысль в пьесе «Чудак», герой которой, Ахмед Рыза, проходит через множество испытаний, жестоких и страшных, как сама жизнь капиталистического мира. Но алчным и бессовестным людям, окружающим Ахмеда, не удается сломить этого честного, прямого человека. Порой Ахмед колеблется. Порой зрителю кажется, что Ахмед не выдержит, вот - вот сорвется... Но Рыза побеждает все, потому что, подобно Ферхаду и Менофису, он черпает силы в родном народе. А кто с народом, тот непобедим.
... Вечер. В одном из портовых кабаков Стамбула, как обычно, коротают время рабочий Селим, сапожник Иззет, столяр Тевфик. Среди них - адвокат Ахмед Рыза. Как он попал сюда? Что с ним случилось?
Он отказался жениться на дочери миллионера Реджеб бея, решив связать свою судьбу с Нихаль. За это все стали называть его чудаком. Когда же, несмотря на материальные затруднения, он отказался участвовать в грязной сделке и предать друга, Нихаль... ушла от него.
Ахмед решает жить по - иному. «Рыбак должен привыкнуть к мутной воде» - это волчье правило буржуазного общества на какое - то время становится его девизом.
- Я больше не чудак! Я подал в отставку! - кричит он в исступлении, когда его просят выступить в защиту ложно обвиненных людей. Он начинает жить так, «как все», и быстро богатеет. Узнав об этом, жена готова вернуться к Ахмеду, хотя она никогда не любила его. Отчаяние овладевает Рызой. Задумав покончить с собой, он настраивает против себя только что выпушенного из тюрьмы уголовника. Еще мгновение - и разъяренный Нури вонзит нож в грудь измученного судьбой человека. Но перед бандитом вырастает могучая фигура рабочего Селима. Он спасает адвоката.
- Нож мог задеть тебя. Вместо меня мог умереть ты... Почему же ты это сделал? - недоумевает Ахмед.
- Странный вопрос... - отвечает Селим. - Разве ты не сделал бы то же самое?
Слова эти словно срывают пелену с глаз Ахмеда. К нему возвращается светлая вера в человека.
Он снова становится одним из тех «чудаков», которые в жизни выбирают честные пути.
Так развивается главная сюжетная линия новой пьесы Назыма Хикмета «Чудак», поставленной Театром имени М. Н. Ермоловой.
Четко очерчен драматургом не только образ Ахмеда Рызы, но и остальных персонажей пьесы. Вот Нихаль, расчетливая и лживая женщина, лишенная совести и чести. Отравлен гнилой буржуазной моралью и романист Неджми, подленькая, трусливая душонка которого содрогается даже при мысли о том, что он может лишиться хорошего бизнеса. Хитрым, пронырливым карьеристом предстает перед нами лицейский товарищ Ахмеда инженер Абдурахман. Удался драматургу и образ стамбульского финансового воротилы Реджеб бея. Все персонажи, действующие в пьесе, стали тем более жизненными и запоминающимися, что их искусно воплотили на сцене артисты Театра имени М. Н. Ермоловой под руководством режиссера В. Г. Комиссаржевского. Особенно талантливо играет заслуженный артист республики В. С. Якут, исполнитель роли Ахмеда.
Пьеса Назыма Хикмета пользуется успехом у советских зрителей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.