Скитания поэта

М Цявловский| опубликовано в номере №285, сентябрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Главнейшее и любимейшее произведение Пушкина, «Евгений Онегин», в значительной своей части написано в Михайловском. Здесь была окончена третья глава, написаны целиком четвертая и пятая, вчерне написана шестая и начата седьмая. Если, по собственному признанию поэта, он «в четвертой главе изобразил свою жизнь», то теперь мы с полной уверенностью можем утверждать, что вся «деревенская» часть романа: сельские пейзажи и помещичий быт - псковского происхождения.

Декретом Совнаркома усадьба Михайловского с парком, пашнями и лесами, усадьба Тригорского с парком и могила Пушкина в бывшем Святогорском монастыре объявлены заповедником. Из построек времени Пушкина в Михайловском сохранился лишь небольшой деревянный флигель, так называемый «домик няни».

Дом, в котором жил поэт, давно уже не существует. Надо надеяться, он будет восстановлен к столетней годовщине со дня смерти поэта.

Сохранился сильно изменившийся за многие десятилетия парк с липовыми и еловыми аллеями, требующий серьезной реставрации.

В Тригорском цел прекрасный парк, но дом П. А. Осиповой не сохранился.

Родовая усадьба отца поэта - Болдино, Нижегородской губернии (теперь Болдинский район, Горьковского края), не так тесно связана с Пушкиным, как Михайловское. Поэт был здесь лишь три раза, проведя в общей сложности около пяти месяцев.

В первый раз в Болдино Пушкин поехал ненадолго, по делам: ему нужно было ввестись во владение выделенной отцом частью имения. В это время свирепствовала холера. Кругом учреждали карантины. Поэт принужден был высидеть в усадьбе почти три месяца (с 3 сентября по 30 ноября 1830 года).

Осень была излюбленным для творчества временем Пушкина. Но никогда - ни до, ни после этой болдинской осени - поэт не знал такого могучего прилива творчества, каким был он охвачен в эти месяцы холерного заточения.

По приезде в Москву поэт известил Плетнева: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что» привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8 - ю и 9 - ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим апопуте («Домик в Коломне». - М. Ц.). Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон - Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не всё (весьма секретное - для тебя единого). Написал я прозою 5 повестей, от которых Боратынский ржет и бьется - и которые напечатаем также апопуте».

Этот перечень, заключая в себе лишь законченные произведения, не исчерпывает всего написанного в Болдине.

Плодотворна была и вторая болдинская осень, 1833 года, когда Пушкин за пять недель (с 1 октября по 9 ноября) закончил «Историю Пугачева» и написал «Медного всадника», сказки «О рыбаке и рыбке» и «О мертвой царевне и семи богатырях», баллады «Воевода», «Будрыс и его сыновья», «Анджело», «Осень» и ряд черновых набросков.

В последний раз Пушкин был в Болдине осенью 1834 года (с 13 сентября по 10 октября). Вскоре по приезде он писал жене: «Я рад, что добрался до Болдина; кажется, менее будет мне хлопот, чем я ожидал. Написать что - нибудь мне бы очень хотелось; не знаю, придет ли вдохновение». Вдохновение на этот раз не пришло. Кажется, только «Сказку о золотом петушке» и написал в эту осень Пушкин.

Место создания величайших произведений не только русской, но и мировой литературы - Болдино - заслуживает большего внимания, чем ему оказывалось до сих пор.

На месте, где был дом, в котором жил Пушкин, должен быть поставлен памятник, темой которого нужно взять произведения, написанные Пушкиным в Болдине.

Сохранившийся со времени поэта парк необходимо привести в надлежащий вид и обнести оградой. Необходимо также открыть в Болдине Пушкинский музей и библиотеку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены