Сказка об эозине

Андор Габор| опубликовано в номере №191, май 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но не все идет правильным путем.

Как раз наоборот: в Германии держится самая высокая в мире цена на рожь, и все - таки рожь пожирают свиньи.

Несколько лет тому назад, когда в Германии был еще только аграрный, а не ощутительный промышленный кризис, хлеботорговцы хотели поднять цену на рожь при помощи широкого пропагандирования ржи. Они хотели, чтобы потреблялся главным образом ржаной хлеб. Т. - е. они хотели убедить состоятельных людей в Германии, людей, принадлежащих к капиталистическому и среднему классу, что для них здоровее потреблять ржаной хлеб.

Всюду красовались патриотические плакаты:

- Немцы, ешьте немецкий хлеб.

Но потребителей пшеничного хлеба эти патриотические плакаты - мало смущали. Известно, что имущие предоставляют все патриотические обязанности и жертвы неимущим. А последних этот вопрос не волновал, они и без того ели ржаной хлеб.

Тогда выступил на сцену принцип авторитета.

Был сфотографирован старый, пышущий здоровьем Гинденбург, под портретом красовалась собственноручная подпись этого национального героя:

- Я всегда ел ржаной хлеб.

Высший носитель власти в капиталистическом государстве должен стоять и во главе рекламы. Так принято, ведь капитализм торговое предприятие.

Реклама означала:

- Только благодаря ржаному хлебу я достиг библейского возраста. Только благодаря ржаному хлебу я стал великим полководцем, который не только выиграл сражение под Танненбергом, но выиграл бы и мировую войну, если бы этому не помешали второстепенные обстоятельства. Только благодаря ржаному хлебу я был непоколебимой опорой моего кайзера и только благодаря тому же ржаному хлебу я стал кайзером республики, вернее говоря, президентом социал - демократического - фашистского акционерного общества, имеющего вывеску республики.

(Если бы его величество Вильгельм II тоже ел ржаной хлеб, он бы еще, может быть, сидел в Берлине на троне и не прозябал бы в Голландии в качестве безработного). Но пропаганда ржи ни к чему не привела. Ни германское происхождение ржаного хлеба, ни его признание Гинденбургом не могли увеличить потребление ржи. Тем более, что за это время усилилась безработица и едоки ржаного хлеба, несмотря на хороший пример Гинденбурга, были вынуждены уменьшить его потребление, хотя они охотнее его удвоили бы, так как мясо и другие предметы питания им были не по карману.

Тогда германское правительство - сначала социал - демократическое при поддержке буржуазных партий, потом буржуазное правительство при поддержке социал - демократической партии - перешло к более серьезным мероприятиям.

Пошлина на рожь была настолько повышена, что размер пошлины, падающей на двойной центнер ржи, превышал цену самой ржи. Таким образом, целиком была исключена конкуренция мирового рынка.

Можно было «регулировать» цену на рожь внутри страны. Но и это оказалось не просто. Потому что оказалось много ржи и мало - потребителей, имеющих возможность платить за нее. Как мы знаем, в капитализме вопрос идет не о спросе вообще, а специально о потребителях, имеющих возможность платить. Рожь взращивается не для того, чтобы люди могли ее есть, рожь взращивается для того, чтобы ее можно было продать с прибылью.

Но прибыль была в опасности.

Растущее предложение и уменьшающийся спрос понижали цену на рожь.

Крупные землевладельцы и кулаки северной Германии продолжали культивировать рожь. Благодаря этому росло предложение. С другой стороны промышленность, переживающая кризис, давала все большее число безработных. Благодаря этому понижался спрос.

Тогда правительство решило начать действовать для поддержки ржи. То же правительство, которое все больше ограничивало пособия безработным, все усиливало поддержку ржи. То же правительство, которое вычеркивает из бюджета государства сотни миллионов, потому что они «непродуктивно обременяют бюджет» (они ведь предназначены только для пролетариев, не имеющих хлеба), включило сотни миллионов в тот же бюджет для покупки ржи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены