Сибирский балет

М Рубина| опубликовано в номере №752, сентябрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Эмма Шумилова стояла у окна вагона и напряженно вглядывалась в мелькавшие мимо силуэты деревьев. Ничего, кроме этих силуэтов да яркого диска луны, неотступно следовавшего за поездом, нельзя было разглядеть. Из куле доносились голоса Тани Зиминой, Лиды Крупениной, Сережи Иванова. Ребята укладывали вещи. Приближался Новосибирск.

Если честно признаться, то на выпускном вечере в Московском хореографическом училище ГАБТа все казалось проще и яснее. Они - тринадцать юношей и девушек - попросились в Новосибирск; им аплодировали, и в глубине души каждый чувствовал себя чуточку героем. А вот сейчас, когда поезд приближался к Новосибирску, было тревожно: как - то пойдет жизнь на новом месте?...

Внезапно из - за поворота показались огни. Их было много - целое море, сверкающих, приветливых, добрых...

- Ребята, смотрите! - крикнула Эмма. Все вышли из купе.

- Громадный город! - развел руками Ваня Дорофеев, и трудно было понять, рад он или разочарован.

А через час москвичи ехали на машинах по городу, стараясь в свете вечерних огней понять, каков он, Новосибирск...

Но самое главное ждало их утром в театре. Огромное здание с величественным куполом, могучими колоннами и широкими лестницами, великолепный зрительный зал приятно поразили будущих сибиряков. А сцена? Она не уступала сцене Большого театра!

Через несколько дней началась кропотливая, напряженная работа молодых артистов балета. Изо дня в день в репетиционном зале шло повторение фигур. Тренаж, репетиции, спектакль - труд нелегкий, но вдохновенный, счастливый, как всякая работа, которую любишь, которой посвятил жизнь...

Для Тани, Лиды и Сергея исполнение па - де - труа в «Лебедином озере» было первой пробой сил. Дебют новичков не обманул ожиданий: молодые актеры блестяще справились с номером. После этого их стали вводить в массовые танцы, потом поручили небольшие сольные номера, и, наконец, пришло время, когда доверили ведущие партии.

К концу первого сезона Татьяна Зимина танцевала Раймонду в одноименном балете Глазунова. До совершенства было еще далеко: образу недоставало эмоциональной глубины. Когда театр поставил балет «Аленький цветочек» по одноименной сказке Аксакова, Зимина была в этом спектакле первой Машей. Ее принцесса в «Спящей красавице» очаровывала мягкой мечтательностью и чистотой... Одетта - Одиллия в «Лебедином озере», красавица Параша в «Медном всаднике», все новые партии, новые спектакли, и с каждым спектаклем росло и совершенствовалось мастерство одаренной балерины.

Примечателен и творческий путь Лидии Крупениной. Обаятельная Аврора, непримиримая и задорная Тао - Хоа в «Алом цветке», танцовщица - цыганка Эсмеральда, Нина в «Маскараде» и, наконец, хитрая, гордая испанская девушка Китри в «Дон - Кихоте», которую Крупенина станцевала на сцене Большого театра во время гастролей новосибирского балета в Москве, - вот образы, созданные Крупениной за последние годы.

Гастроли в Москве как бы подвели итог десятилетней работы балета. Лучшим актерам были присвоены почетные звания. Татьяна Зимина была удостоена звания народной артистки РСФСР, Лидия Крупенина - заслуженной артистки. А совсем недавно артисты балета вновь поздравляли Л. Крупенину: ей было присвоено звание народной артистки республики.

Истыми сибиряками, большими артистами стали москвичи, приехавшие одиннадцать лет назад в Новосибирск. Теперь они сами уже обучают молодежь сложному искусству танца. Солист балета Сергей Иванов преподает классический танец в хореографическом училище, которое недавно открылось в Новосибирске. А директором в этом училище работает бывший секретарь комсомольской организации балета Эмма Шумилова. Одновременно она является парторгом балетного цеха театра. За последние годы Эмма закончила заочное отделение ГИТИСа и сейчас занимается в аспирантуре. Тема ее будущей диссертации - «История новосибирского балета».

Все новые имена появляются в афишах рядом с фамилиями Зиминой, Крупениной, Иванова. В партиях Эсмеральды, уличной танцовщицы («Дон - Кихот») и особенно в «Танце с покрывалом» из балета «Аладдин и волшебная лампа» в полной мере раскрылось своеобразное дарование Галины Балашовой, молодой характерной танцовщицы. Большого успеха добилась и Валентина Алексеева в партиях Авроры («Спящая красавица») и Будур («Аладдин и волшебная лампа»). В готовящемся к постановке спектакле «Баядерка» Л. Минкуса Алексеевой поручена ответственная роль Гамзати. Геннадий Рыхлое закончил балетную студию в Новосибирске. Начав работу в театре с небольших эпизодических партий, он затем станцевал Арбенина в «Маскараде», Ротбара, в «Лебедином озере», Квазимодо в «Эсмеральде», Дон - Кихота в одноименном балете Л. Минкуса. В ведущих ролях уже неоднократно выступали Евгения Нечаева, Герман Янсон, Софья Хорисова, Тамара Кухаркина.

А вот балерине Евгении Шмыревой довелось танцевать свою первую большую партию - Наташи в балете «Берег счастья» - вдали от Новосибирска, в пекинском театре «Небесный мост», переполненном китайскими пионерами. Это был один из многих спектаклей, показанных новосибирским балетом в Китае. Четыре месяца гостили сибирские артисты в городах Китайской Народной Республики.

Это было незабываемое время теплых, дружеских встреч. Надолго запомнятся спектакли в Шанхае, Пекине, Гуанчжоу, концерты у студентов, у рабочих Шицзиньшанского металлургического комбината, в сельскохозяйственных кооперативах, встречи с военными моряками, полная очарования поездка по реке Жемчужной и, наконец, вечер танца в белокаменном зале Государственного Совета, где Эмма Шумилова танцевала китайский фокстрот с Чжоу Энь - лаем...

Иностранцев, гостивших в это время в Китае, больше всего поражало то, что советские артисты приехали не из столицы, а из далекой Сибири...

Мастерству ведущих артистов Новосибирского театра уже аплодировали и москвичи, и дальневосточники, и зарубежные ценители искусства. А рядом с ними растет поколение одаренной молодежи. Все больше и больше привлекают внимание зрителей Валентина Данилович, Сталина Пирогова, Татьяна Колотильщикова, Юрий Удинцов, Владислав Федонин, Галина Полоник... И кто знает, может быть, в скором времени в «Истории новосибирского балета», которую начала писать Эмма Шумилова, будут названы и эти пока еще малоизвестные имена.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Из океана в океан

Интервью с Н. А. Зориным, начальником Главного управления водных путей и гидросооружений Министерства речного флота РСФСР