ТАК повелось начинать очерк - параллелями.
Во времена зарубежные известному итальянскому архитектору Желярди было поручено выстроить дом. Место для постройки выбрали на - отлете, за городом, вблизи лесов и монастырей. Ухабистая дорога вела сюда - болото, овраги... В этом доме обосновался «Екатерининский институт для благородных девиц».
Желярди построил огромную трехэтажную махину в духе своего времени: узкие коридоры, крутые лестницы, маленькие, мрачные спаленки - дортуары, закоулки, тупики. Такова была эпоха - мрачная и «тесная».
Институтам «благородных девиц» вообще повезло. Начало положил Смольный.
В их старых зданиях - крепостях «домостроя» разместились военные штабы революции.
Площадь, которая, образовалась со - временем вокруг Екатерининского института, стала называться Екатерининской...
Сейчас эта площадь носит славное имя Коммуны.
Но не ухабистая дорога через болото и рвы ведет к ней, а каменный разлет мостовой, не кибитки и кареты плетутся во мраке, ныряя в сугробах снега, а новенькие автобусы и звонкие трамваи пролетают площадь Коммуны, шипя и звеня, залитые медовым светом электричества и голубым газом.
В наше время, в лето, как говорится, тысяча девятьсот двадцать седьмое, военному архитектору Никифорову поручили перестроить наследство итальянского зодчего. С июня по февраль стучали молотки, визжали пилы, рушились стены, рубились окна. В феврале 1928 года все было закончено. Екатерининский институт потерял свое имя.
В старом здании «вуза благородных девиц» разместился военный штаб культуры. На фронтоне, поддерживаемом десятью белоснежными колонами, новые люди выбили новые слова - четкое золото букв: «Центральный дом Красной армии и флота имени М. В. Фрунзе».
Но уже не узкие коридоры, мрачные комнаты и тупики, не тяжкую тесноту каменной громады встречает глаз, а широкие переходы и лестницы, залитые светом комнаты, привольные залы... Воздух и свет. Такова наша эпоха.
У входа, в настежь распахнутые кованые ворота, стоит часовой, похожий на меховую статую. Красная звезда горит на его шлеме.
Меж белых трехэтажных крыльев - сквер. На главной клумбе легко сидит, будто готовый к взлету, серебристый военный самолет, направо от входа - глиссер, налево - аэросани. Их моторы окутаны теплой попоной. Сердца машин скрыты и молчат.
Легко открывается огромная стеклянная дверь. Вы - в вестибюле. Сразу же вас поражает тишина и необычный порядок.
Дисциплина. Она чувствуется на каждом шагу. Редкие надписи «не курить», «соблюдайте тишину» имеют здесь силу военной команды.
Собственно это не Дом, даже и с большой буквы, а дворец, настоящий дворец: широкие мраморные лестницы, бронза, дуб, знамена, щиты, оружия, темно - красные коврики на блестящем паркете, сверкают медные ручки дверей, в прозрачных, как воздух, стеклах отражается золоченая музейная мебель, мраморные столы, старинные куранты, китайские урны, широкие мягкие диваны и кресла, облегающие стены.
Огромное здание: сто пятнадцать комнат, 109 тысяч кубических метров, дышат уютом.
Экскурсии. Небольшие группы в 30 - 40 человек бродят из залы в залу, из кабинета в кабинет. За декабрь месяц Дом посетило 8.000 экскурсантов. Сюда приходят не только военные и москвичи. Добрая половина восьми тысяч падает на «штатских» - многие приезжают из провинции, иностранцев поставляет КОКС.
В Доме есть многое, что следует посмотреть, многое, чему следует поучиться Одиннадцать кабинетов - лабораторий - мозг вооруженных сил пролетариата - гордость ЦДКА. В них комсостав совершенствуется в военных знаниях, повышает квалификацию, готовится в Военную академию, начсостав запаса получает переподготовку, и скоро низовые ячейки Осоавиахима обогатятся свежими кадрами руководителей и инструкторов.
Музей Красной армии и флота, музей гражданской войны, Парижской коммуны, картинная зала, галерея... В них запечатлена в дереве, в бронзе, в фото, мраморе, на полотне, на выцветших листках прокламаций героика первых лет революции, память о партизанах, красногвардейцах, умиравших на баррикадах, в горячих песках Средней Азии, в сибирской тайге, в дальневосточных лесах, на берегу Тихого океана. Здесь в ЦДКА узнают, как вооружалась революция, и иностранные гости с изумлением рассматривают во «Дворце военной науки» деревянную самодельную «пушку - ружье», участницу славных побед.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.