На вопросы «Смены» отвечает председатель ЦК ДОСААФ СССР, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин
– Александр Иванович, чем была вызвана необходимость создания добровольных оборонных обществ в нашей стране и как начиналась эта работа?
– В первые годы Советской власти В. И. Ленин неоднократно подчеркивал необходимость как можно более широкого привлечения трудящихся масс к
военному строительству. Партия считала, что только мощная армия, состоящая из людей, отлично владеющих воинскими специальностями, будет надежной гарантией существования молодой Советской республики. Выступая с докладом «О войне и мире» на VII съезде партии, Владимир Ильич говорил: «Наш лозунг должен быть один – учиться военному делу настоящим образом...» Ленинский призыв нашел отклик в сердцах тысяч людей, взявших в руки винтовки.
Большую роль в осуществлении ленинских указаний сыграли добровольные оборонно-патриотические организации, такие, как Военно-научное общество (ВНО), созданное в 1920 году при
военной академии РККА. Председателем его был избран М. В. Фрунзе. Впоследствии оно было переименовано в Общество содействия обороне – ОСО. В 1923 году, в связи с быстрым развитием авиации, создается Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), а годом позже – Общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ), объединившиеся в 1925 году в Общество друзей авиационно-химической обороны и промышленности (АВИАХИМ).
Кроме пропаганды авиационных и химических знаний, АВИАХИМ ставило перед собой практическую задачу сбора средств для строительства самолетов и самолето и моторостроительных заводов. Именно в этот период начинают работать первые авиамодельные кружки, секции планеристов, в которых постигают теоретические азы, будущие прославленные авиаконструкторы, создатели космических кораблей.
23 января 1927 года на совместном заседании делегатов съезда АВИАХИМа и участников пленума ОСО по предложению К. Е. Ворошилова было принято решение слить оба общества в одно, назвав его Союзом Обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства – Осоавиахим СССР
Так была создана единая массовая добровольная военно-патриотическая организация трудящихся, с 1951 года известная в нашей стране как Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту – ДОСААФ СССР.
– По каким направлением развивалась работа оборонного общества в довоенные годы?
– Как я уже говорил, Осоавиахим собирал средства на строительство первых советских эскадрилий, создавал военные кружки, вместе с комсомолом проводил тактические учения, декады и недели обороны, организовывал военно-технические экзамены комсомольцев. Только на средства Осоавиахима было построено и передано ВВС за два года 233 боевых самолета.
Вообще о связях ДОСААФ и комсомола можно говорить много и нужно говорить отдельно. Эти связи многогранны и проверены жизнью на протяжении нескольких десятилетий. Ни одно сколько-нибудь значительное дело оборонное общество не проводило без участия комсомольских организаций. Нас всегда объединяла общность задач, ответственность за воспитание молодого поколения.
Итак, это было время, когда молодежь жадно рвалась к техническим знаниям, горячо откликалась на призывы партии и комсомола осваивать военные специальности летчиков, танкистов, специалистов по защите от химического оружия. Не забывайте, что наша страна продолжала оставаться в окружении врагов. И Осоавиахим – самая массовая организация, которая ставила перед собой цель подготовить как мож-
но большее число умелых защитников Родины, – искал для этого самые разнообразные формы. К примеру, на промышленных предприятиях Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы и других городов появились осоавиахимовские бригады, участки, цеха, значительно перевыполнявшие план и трудившиеся под лозунгом превратить заводы и фабрики в «крепости обороны».
Стремясь привлечь к занятиям в осо-авиахимовских кружках как можно больше рабочих и крестьян, Осоавиахим был организатором и вдохновителем сверхдальних перелетов, установления мировых рекордов на самолетах, планерах, аэростатах.
Чтобы почувствовать атмосферу тех
дней, достаточно вспомнить лишь несколько примеров мужества первых советских летчиков, вписавших подлинно героические страницы в историю нашей авиации. Это перелет С. Шестакова и Д. Фуфаева на АНТ-3 Москва – Токио, во время которого было пройдено расстояние в 22 тысячи километров. Это полеты М. Громова, Ю. Пионтковского, Г. Байдукова, М. Расковой, В. Чкалова... Об этих людях написаны десятки книг, и мне не хотелось бы повторяться. Важно то, что их замечательный пример проложил путь в авиацию тысячам юношей и девушек, из которых впоследствии получились отважные воздушные бойцы. К слову сказать, каждый третий летчик, удостоенный во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза, – воспитанник аэроклубов Осоавиахима. Думается, мало, кто знает и о том, что наши знаменитые авиаконструкторы А. Яковлев, Н. Камов, О. Антонов и другие свои первые самолеты и вертолеты создавали именно по поручению и при самой горячей поддержке Осоавиахима.
Не забывал Осоавиахим и о подготовке будущих воинов ПВО, парашютистов, мотористов, водителей, стрелков. О масштабах этой работы дают представление следующие цифры: только в
предвоенные годы 6 миллионов человек выполнили нормативы на значок «Ворошиловский стрелок», около 800 тысяч сдали зачеты по знанию автомобильного или тракторного мотора, почти полтора миллиона человек сдали нормы «Готов к ПВХО».
– Александр Иванович, известно, что вы тоже пришли в авиацию через оборонное общество. Как это произошло?
– Начало моей биографии схоже с судьбами тысяч моих сверстников, ставших летчиками. Поступив работать на завод, я почти сразу же начал посещать занятия планерного кружка. Затем, учитывая мой летный энтузиазм, заводской комитет ВЛКСМ направил меня по комсомольской путевке в авиационную школу, которая готовила авиационных техников. Так что авиацию я начал познавать с моторов, что впоследствии мне очень пригодилось.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.