МОСКВА. Раньше площадь Екатерины - теперь Коммуны.
Громоздкое здание бывшего института благородных девиц им. св. Екатерины занимает своим фасадом всю площадь.
Московский Комсомол в 1921 - 1922 г.г. вложил много сил на организацию здесь Центрального Дома Коммунистического Воспитания Рабочей Молодежи, на создание механических и столярных мастерских, кузницы и типографии.
В нем развернуты институт инструкторов ФЗУ, два фабзавуча и пионерская школа дозавуч.
В ЭТОМ ГОДУ начались выпуски на производство из отдельных школ фабзавуча.
Окончившие фабзавуч ребята слабо знают производство, их теоретическая общеобразовательная и специальная подготовка мала. Это узкие специалисты своего дела - токаря и слесаря, ткачи и печатники.
Выполнена ли этим задача фабзавуча?
Ведь нам нужно подготовить не узких специалистов, а кадры квалифицированных рабочих - коммунистов, которые смогут быть организаторами производства, которые смогут повысить производительность своего завода: технически устроить и усовершенствовать работу своего станка, устранить простои машин, бесполезную трату энергии, наладить и организовать правильное использование инструмента, материала и труда. Из них должны выйти рабочие Советской республики, хорошо понимающие задачи производства, экономическую и политическую стороны его.
Нам нужны работники производственных совещаний, рабкоры газет, умелые члены завкомов, сознательные коммунары.
Наша промышленность развивается, с каждым годом она будет требовать большее и большее число рабочих, прошедших через фабзавуч, отвечающих указанным требованиям.
Фабзавуч дальше не сможет (уже не может) работать со случайно набранными в него подростками, не прошедшими предварительной школы.
Какой же должна быть эта школа, готовящая пролетарских детей в ФЗУ?
ЧТОБЫ подготовить квалифицированных рабочих, организаторов своего производства, фабзавуч должен иметь крепкую смену, достаточно подготовленных пролетарских детей, имеющих простейшие производственные знания и навыки, умеющих уже пользоваться чертежей, книгой и т. д., прошедших общественную школу в пионерских отрядах и на заводе.
Готовит ли Советская трудовая школа нужную фабзавучу смену?
Конечно, нет.
Советская школа в лучшем случае на глаз знакомит учеников с производством, она оторвана от жизни завода и его общественных организаций (ячейки РЛКСМ, пионеротряда, завкома, клуба, кооператива), она вне завода и его влияния.
Нужно создать новую школу при крупном заводе из его пионерского отряда - это будет школа для - заводского труда.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.