СНАРУЖИ - село как тысячи других. Церковь, лавочка, на улице козы и куры. Сонно и тихо. Только в белой веренице домов, красным пятном вывеска: КЛУБ. ЯЧЕЙКА РЛКСМ.
А если внимательно приглядеться, то можно заметить и другие следы комсомольского пребывания, - на белом каменном доме, напротив церкви, красуется надпись:
Кто познал науку, тому религия не нужна.
Седой крестьянин, провожавший нас до ячейки, неодобрительно прищурился на - комсомольское творчество и заметил:
- Ну, ладно, - наука. Никто против не говорит; это, конечно, нужно. А чего им бог дался. Ты сначала докажи, что религия не нужна. А так, одной болтовней, немного возьмешь.
Это твердо знают Аниськинские комсомольцы; одной болтовней ничего не добьешься.
И они не болтают.
Работают.
И здорово!
РАБОТА комсомольца в деревне, - не только клуб, книжка, доклад. Комсомолец в деревне воюет непрерывно, без передышки. И против попа, и против тысячелетней мужицкой темноты, и против верткого деревенского кулака. Случается и « внутренний фронт», - воюет с родителями.
Воюет без церемоний.
Первые новобранцы комсомольской армии появились в Аниськине еще в 1922 году.
Были в селе машины, привезенные туда земством еще до войны. Стояли они под открытым небом, брошенные в поле, ржавые и ломаные.
Осенью приехал агроном, созвал сход и предложил обществу взять машины в аренду с условием уплатить в два года 20 пудов хлеба.
Сход долго дымил самосадкой, думал и спорил. Махали руками ораторы:
- На кой они нам!
- Починка себе дороже станет. И, наконец, решили:
- Машин не брать. Пес с ними! 20 пудов - не велик расход, а все - таки на улице не валяются.
Так и ржавели бы машины до сегодняшнего дня без хозяина.
Но хозяин нашелся.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.