В. Струев, Г. Синельников
Почти в каждом высшем учебном заведении нашей страны есть своеобразная карта-схема, на которой флажками отмечены те места, куда получили назначения молодые специалисты. Флажки тянутся сплошной полосой от Белоруссии до берегов Тихого океана, от Кольского полуострова до Араратской долины.
... Сданы государственные экзамены, защищен дипломный проект. Прощайте, преподаватели, товарищи по курсу и соседи по общежитию! Чемодан с нехитрым студенческим багажом уложен. На дне его рядом с записями лекций, томиком любимого поэта и групповой фотографией однокурсников лежит синяя книжечка диплома.
Начинается новая жизнь.
Борис Минеев медленно шагает по набережной Москвы-реки. Тюбетейка на его коротко остриженных волосах не совсем идет к открытому русскому лицу, но |уж такова сила привычки: Борис долго жил 8 киргизских степях. В небольшом городке Оше протекала его юность. Там окончил он сельскохозяйственный техникум. Оттуда приехал учиться в Сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Борис выбрал полеводческое отделение-ему хотелось стать агрономом широкого профиля.
Сегодня с утра Борис извлек из своего шкафчика в общежитии аккуратные стопки учебников и конспектов. Сколько их накопилось за пять лет! Двадцать две тетради! Вот толстая, в зеленом картонном переплете - записи лекций академика Якушкина. Вот клеенчатая - с лекциями знаменитого почвоведа Бушинского... Борис перелистывает страницы, неписанные убористым почерком. Все это надо взять с собой, может, пригодится.
Пять лет учебы в академии прошли быстро, почти незаметно. Позади последний государственный экзамен. Настало время расстаться с академией, с Москвой. Борис получил назначение в Кустанайскую область, туда, где поднимают целинные земли. Вернее, не получил, а сам попросил направить его в эти места. Вместе с Борисом едут многие его однокурсники.
Борис и его друзья знают, что дел предстоит им немало. Но трудности не пугают их.
- А тебе не жаль уезжать из Москвы? - спросил как-то Минеева однокурсник Николай Колесников. - Тебе же аспирантуру предлагают...
- Откровенно говоря, - ответил Борис, - Москву покинуть, конечно, жалко. Но я поработаю год - другой и поступлю в заочную аспирантуру.
- Почему именно в заочную?
- Чтобы от живого дела не отрываться.
У Бориса уже намечена тема будущей диссертации: организация труда в колхозе и МТС. Ведь правильная организация труда - ключ к устранению многих неполадок в сельском хозяйстве.
Борис сворачивает с набережной и поднимается на Красную площадь. Отсюда пять лет назад он начал знакомство с Москвой. Здесь он прощается с ней сегодня.
Мощные рефлекторы заливают операционную ярким светом. Стол, на котором лежит больной, окружили несколько человек в белых халатах и шапочках, в марлевых повязках, прикрывающих лица.
Лида Астахова берет скальпель. Руки ее немного дрожат: ведь это первая самостоятельная операция, пусть несложная, но для нее самая ответственная. Впервые сделать надрез на теле больного не так-то просто!
- Спокойно, Астахова, спокойно, - слышится ободряющий шепот профессора Салищева, ее педагога и руководителя.
Рядом стоят студенты-однокурсники и врачи-ассистенты, и на душе у нее становится легко. Здесь все свои, ей не дадут ошибиться. Лида работает точно, уверенно, быстро. Сколько раз, присутствуя на операциях, она с восхищением следила за каждым движением профессора и его ассистентов! Как ей самой хотелось так же смело владеть скальпелем!... И вот ее мечта осуществилась: сдан последний экзамен, получен диплом врача-хирурга.
Автобус «Москва - Тула» мчится по широкому гладкому шоссе. Позади остались подмосковные дачные места, промелькнули заводы Подольска, древний кремль Серпухова...
- В Тулу едете? - спрашивает Лиду сидящий рядом пассажир.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.