Главное – насколько актуально, творчески, изобретательно преломляются в музыке разные направления. В конце концов не жанры виноваты в том, что в них могут «окопаться» люди, более предприимчивые, чем талантливые.
– Скажите, Алексей Сергеевич, можно заранее предугадать, станет песня популярной или нет? Другими словами, можно, выражаясь модным словечком, «вычислить» будущий шлягер?
– Наверное, нельзя. Во всяком случае, непросто.
– А у вас были шлягеры?
– Песни «Все до поры», «Очень хорошо», «Наташа», «Наша биография», «Музыка любви», «Желтоглазая ночь» достаточно известны.
– И что же, каждый раз вы заранее не чувствовали, что песня «пойдет»?
– Нет! Ведь мы, композиторы, лучше, чем кто другой, знаем, что успех песни зависит не только от ее создателя.
– От кого же еще?
– Коротко: от целого ряда людей и обстоятельств. Прежде всего новая песня должна оказаться созвучной времени. Допустим, это можно, как вы выразились, «вычислить». В то же время новинка должна быть достаточно яркой, чтобы выделяться на фоне других песен. Нужен хороший исполнитель, оркестр, ансамбль, должный уровень записи, наконец.
– А еще от чего зависит успех?
– Скажем условно, от «проката», то есть от частоты исполнения. Радио, телевидение, грамзаписи являются главными популяризаторами новых музыкальных произведений. Я имею в виду не только те передачи, которые специально знакомят слушателей с новинками, но и самые обычные, где музыка играет роль сопровождения.
То же самое можно сказать и о концертных залах, эстрадных площадках, дворцах культуры, клубах. Здесь тоже частота исполнения не всегда соответствует качеству произведения. Случается и наоборот.
– Но тогда получается порочный круг. Если повышенный «прокат» можно достигнуть не только высоким качеством музыкальных произведений, но и каким-то другим способом, то не исключено, что может возникнуть искушение тратить свои силы не на творчество, а на «поиски» этих способов, на налаживание «деловых контактов». И тогда оборотистость может взять верх над талантом, а серые модные поделки над искусством?
– Вот мы и пришли к исходной точке: к проблеме оценки шлягера.
– На ваш взгляд, она разрешима?
– Хочу в это верить. Может быть, надо выработать новые критерии и создать новые организационные формы для объективного сравнения и оценки музыкальных произведений.
Тут необходимо думать сообща.
Возможно, этому помогут регулярные конкурсы на лучшую песню года или месяца. Или фестивали новых, ранее не исполнявшихся произведений, которые, может быть, следует представлять под девизом, чтобы имя автора не довлело над решением жюри. Пожалуй, произведениям-победителям следует предоставить «статус наибольшего благоприятствования»: допустим, в течение первой недели или месяца после конкурса исполнять их по радио и телевидению чаще других, чтобы на их примере показывать, что ныне признано и современно.
– Другими словами: да здравствует шлягер?
– А почему бы и нет?
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Со старшим научным сотрудником Ленинградского музея истории религии и атеизма, кандидатом искусствоведения Яковом Шурыгиным беседует наш специальный корреспондент Василий Кондратьев