Волге, казалось, было тесно в зеленых берегах. Она -раздвигала их всё дальше и дальше один от другого и, наконец, вынесла пароход «Мечников» на неоглядный водный простор.
— Так вот оно какое, Рыбинское море! — воскликнул кто-то из пассажиров.
— Щербаковское,— поправил его невысокий коренастый паренёк со значком «ВЛКСМ» на пруди.— Был когда-то город Рыбинск, а теперь Щербаков. В прошлом году переименовали. А теперь и море зовём Щербаковским. И сами мы щербаковцы,— с достоинством добавил юноша.
Минут через сорок пароход приблизился к мощной плотине. Внизу, за плотиной, вновь продолжала свой путь Волга. Полчаса мы опускались в камере шлюза, пока не достигли уровня реки.
Здесь было оживлённо и шумно. Шли плоты, плыли баржи, сновали буксиры, катера, моторные лодки. На берегах сплошной лентой тянулись различные строения: жилые домики, посёлок, пристани, склады, и, наконец, вдали показались контуры большого города.
Город Щербаков! В недавнем прошлом небольшая рыбачья слобода, а теперь немаловажный индустриальный центр и большой волжский порт. В Щербакове есть завод полиграфических машин, дорожных машин, крупный хлебный элеватор, мощная гидроэлектростанция, питающая энергией Москву.
О славе, традициях и богатстве советского города Щербакова с любовью и гордостью рассказывал нам, пассажирам парохода «Мечников», наш попутчик, юноша а комсомольским значком.
Теперь настал черёд рассказать об этом юноше, который называет себя щербаковцем, и о его ровесниках и товарищах по работе — комсомольцах города Щербакова.
Нашего нового знакомого зовут Степан Орловский. Строго говоря, он не коренной житель Щербакова: сюда он переехал совсем недавно, уже в годы войны. Новый город стал ему родным. Душой, сердцем, помыслами и интересами Степан — самый настоящий шерба-ковец.
Родом Степан из Смоленщины. Немцы убили у него на глазах отца, а сам он спасся чудом, бежал и вот очутился один-одинёшенек в незнакомом Рыбинске. Здесь у подростка нашлось много искренних друзей.
Степана определили на работу в паровозное депо станции Щербаков.
Он охотно пошёл в ученики к котельщику и работал с таким неистовством, словно это помогало ему забыть своё горе.
Однажды секретарь комсомольской организации Зина Жук заговорила с ним о комсомоле:
— Работаешь ты по-настоящему, по-комсомольски. А -вот в организацию к нам почему-то не вступаешь.
— Куда мне! — опешил Карповский.—Я ещё ничего не сделал такого... Вот на фронт попаду, там покажу себя...
— На фронт тебе ещё не скоро, годы не вышли. А проявить себя, отомстить немцу за погибшего отца и здесь можно.
— Ты знаешь,— сказала однажды Степану Зина Жук,— на какой станции работаешь? Ведь здесь начинал свою трудовую жизнь Александр Сергеевич Щербаков, верный соратник товарища Сталина.
Много интересного узнал Карповский славных делах первых комсомольцев железнодорожного депо. В годы гражданской войны в Рыбинске вспыхнуло белогвардейское восставив. Из местных комсомольцев, молодёжи, был создан добровольческий красногвардейский отряд имени III Интернационала. Одним из пер-
вых записался в отряд организатор союза рабочей молодёжи в Рыбинске Александр Щербаков. Молодые красногвардейцы носили на фуражках красные повязки с надписью: «Смерть или победа». Они очистили от мятежников станции Шестихино, Харино, Маслово, восстановили нормальное железнодорожное движение.
Жизнь первого комсомольца депо, Александра Сергеевича Щербакова, стала для Степана Карповского идеалом, к которому следует стремиться, по которому должно равняться.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.