Фотоаппарат - орудие классовой борьбы

С Егенов| опубликовано в номере №178-179, январь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно посетила СССР первая делегация немецких рабочих фотографов, членов «Всегерманского объединения рабочих фотографов». Для разоблачения буржуазной лжи о СССР делегация решила представить германским рабочим фотографический отчет о своей поездке. О том, что товарищи сумеют справиться со своей задачей, свидетельствуют фотоснимки, привезенные ими из Германии и рисующие быт и борьбу германских рабочих. Печатаем некоторые из этих снимков.

- Нет ничего субъективнее фотографического объектива! - воскликнул в своей речи один из немецких рабочих-фотографов, приехавших в СССР с первой делегацией рабочих фотографов. И превосходно доказал свое утверждение. - Буржуазия лжет, когда говорит, что фотоаппарат - это зеркало, которое отражает мир таким, каким он есть на самом деле. Буржуазия лжет потому, что мир для огромного большинства его населения - это не те прекрасные женщины, не те великолепные пейзажи и торжественные парады, которые показывают буржуазные фотографы и фоторепортеры капиталистической прессы...

Если фотоаппарат всегда беспристрастен, почему нам, пролетарским фотографам, с таким трудом удается снимать борьбу рабочего класса за переделку мира, почему наши товарищи всегда находятся под угрозой безработицы, под угрозой остаться не только без хлеба, но и без фотографических пластинок? Нет, фотоаппарат - это орудие классовой борьбы.

Вот почему полиция всех капиталистических стран ловит, арестовывает, штрафует рабочих-фотографов и фоторепортеров коммунистической прессы, появляющихся с аппаратами во время забастовок и рабочих демонстраций. Вот почему шуцманы высококультурной Германии нередко расправляются с рабочими-фотографами так же, как кулаки в каком-нибудь захолустном селе Кононерском, Бурасинского района, близ Семипалатинска. В этом селе кулаки, заметив фотокорреспондента, который пытался заснять нелепый поминальный обряд на кладбище, поймали, избили его, а фотоаппарат изломали. На мостовых цивилизованного Берлина иногда тоже остаются изуродованные камеры рабочих-фотолюбителей.

Значение фотографии как орудия классовой борьбы и классового воспитания, средства развития укрепления международной пролетарской солидарности растет, растут во всех странах объединения рабочих-фотографов. Самое старое многочисленное и сильное из этих объединений - всегерманское, 65 групп по различным городам Германии свой печатный орган «Арбейтерфотограф». Объединения и группы рабочих-фотографов имеются во Франции, Швейцарии, Чехословакии, Норвегии, даже в Англии, даже в Америке. Характерен состав одной из американских групп, с которой держат связь советские и германские фотоорганизации: в ней 43 члена, в числе которых 24 японца, 12 американцев, 3 русских, 1 немец, 1 венгерец, 1 кореец и 1 негр - все рабочие от станка, 12 коммунистов. Группа заслуженно именует себя «интернациональным рабочим фотоклубом».

Рабочие-фотографы растут не только количественно, но и по качеству своей работы, они все острее и ярче разоблачают капиталистическую рационализацию, бедствия огромной армии безработных, важнейшие события революционной, пролетарской борьбы (так немецкие товарищи составили обширные и превосходные серии снимков борьбы за победу коммунистического списка на последних выборах в рейхстаг, забастовки берлинских металлистов) и т. д. Рабочие-фотографы все лучше и лучше усваивают свои задачи и свое место в общей революционной борьбе пролетариата. Преследования и насилия со стороны буржуазных властей все меньше и меньше на них действуют - только закаляют в борьбе, приучают быть еще более находчивыми, инициативными, ловкими.

На помощь буржуазным правительствам спешат услужливые социал-демократы, которые стараются разложить пролетарское фотодвижение изнутри. Видя огромный рост и успехи всегерманского коммунистического объединения рабочих-фотографов, решил «заняться» фотографией прожженный предательский «Форвертс»: летом этого года он лихорадочно стал сколачивать свой «союз рабочих (?) фотографов», начал выпускать свой собственный фотожурнал, в котором пропагандирует пейзажную фотографию, призывает рабочих-фотографов в ряды «друзей природы». Социал-фашисты, к счастью, просчитались, запоздали - революционный подъем немецких рабочих возрастает, всегерманское объединение рабочих-фотографов слишком окрепло, чтобы его можно было «переманить» от активного участия в классовой борьбе на мирное «лоно природы».

- Мы знаем, что пейзаж может быть прекрасен, - заявляет немецкий рабочий-фотограф тов. Н., - но мы также хорошо знаем, что для нас еще не пришло время наслаждаться прекрасным, что не для нас пока что красоты германской природы, пусть их созерцает, отдыхая, немецкий буржуа, пусть усерднее созерцает, а мы тем временем будем множить и крепить наши ряды для борьбы, для завоевания права наслаждаться красотами мира...

Развитие пролетарского фотодвижения можно было бы значительно усилить и получить от этого движения значительно больше, чем мы имеем, если бы этим движением больше интересовалась, руководила им, помогала ему революционная пролетарская печать всего мира.

Путь в широкие массы для рабочих-фотографов лежит через печать - это положение бесспорно. Также бесспорно, что рабочее фотодвижение может и должно стать мощным крылом рабселькоровского движения.

К сожалению редакции зарубежных коммунистических газет очень мало внимания уделяют рабочим фотокорам. Этого упрека заслуживает и наша советская печать. Ведь только во второй половине этого года наши советские фотоагентства «Унионфото» и «Пресс-клише» всерьез поставили перед собой задачу - быть проводниками советского и иностранного фотокоровского снимка в печать. Берлинское отделение «Унифото» тесно связывается с немецкими рабочими фотографами. Но это только первый шаг, и этого слишком мало. Как могло бы развернуться и что могло бы дать пролетарское фотодвижение, если бы коммунистические газеты на Западе, да и наши советские группировали вокруг себя рабочих-фотографов, руководили и помогали им, давали выход в массы их лучшей продукции.

Мало, совсем недостаточно используются фотоснимки рабочих и для развития международных пролетарских связей. У нас зачастую рабкоровские организации ведут переписку с заграницей, не привлекая фотолюбителей своего предприятия. Не приходится доказывать, насколько возрастает действенность письма за границу, сопровожденного фотоиллюстрациями, какую силу имеет фотоснимок, сопровожденный подробной разъяснительной и пропагандирующей подписью. Мобилизуя сейчас, в связи с усилившейся подготовкой нападения на Союз советов, все средства и силы на укрепление обороноспособности Советской страны, в том числе и на укрепление международных пролетарских связей, - мы не имеем права пренебрегать теми силами и средствами, которыми располагает международное пролетарское фотодвижение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Надо копнуть глубже

О кинофильме «Настоящая жизнь»