Семь цветов «Цисарткелы»

Василий Жильцов| опубликовано в номере №1179, июль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

А танцуют в «Горде» прекрасно. Это очень трудно – передать словами грузинский танец, где в считанные минуты проносится весь сложнейший мир человеческих чувств.

Можно было бы рассказать и о дивных мальчишках из духового оркестра, важно вышагивавших перед нами в роскошной парадной форме, о виртуозах из оркестра народных инструментов, исполняющих на саламури, чонгури, пандури мелодии, бережно сохраненные до наших времен энтузиастами-фольклористами.

Но вас, наверное, больше интересует «Мзиури» – девчачий эстрадный ансамбль, ставший в короткий срок всемирно известным. Двадцать девочек – веселых, задиристых, своенравных, как и должно быть в их трудном, переломном возрасте. А руководят ими сейчас двое молодых мужчин – музыканты с консерваторским образованием – Гурам Джанани и Валерий Схиртладзе. И как руководят: дисциплина удивительная, словно бы это и не опытные «звезды эстрады», а новички.

Я спросил Гурама:

– Трудно работать с девочками?

– Знаете, и легко и трудно. Мальчишку иной раз и шлепнуть можно, а здесь... Но и они молодцы, не зазнаются. Я обошел все школы, где учатся наши девочки. Говорил с учителями, интересовался их поведением дома и в классах. Обыкновенные дети, без всяких комплексов и выкрутасов. А ведь за пять лет можно было их и испортить. Значит, мы не так плохо работали, если не смогли этого сделать.

В 1971 году, когда родилась идея о создании «Мзиури», желающих поступить в новый ансамбль было совсем немного. Педагоги уговаривали детей, даже сманивали их из других коллективов. Словом, никакого конкурса не было – набрали двадцать 7 – 8-летних девочек и стали их учить премудростям эстрадного искусства. Джанани в то время учился в консерватории по классу скрипки, с гитарой он еще был знаком (товарищи подарили однажды на день рождения), а вот другие инструменты пришлось и для себя открывать заново.

Пять лет прошло с тех пор. Девчонкам теперь по 12 – 13 лет, на вид они постарше, если, конечно, не вспоминать о пресловутой акселерации, а под ногами у них вертятся «мзиурята» – восемь девчушек – завтрашний день «Мзиури». Желающих поступить в ансамбль теперь, сколько угодно – просьбы, телефонные звонки тщеславных родителей одолевают педагогов, но они непреклонны: в общении с детьми знакомства, протекция немыслимы, все должно быть по-честному.

За пять лет в репертуаре «Мзиури» появилось 100 номеров. Многие из них сейчас уже устарели – дети выросли, а фальшивить им никак нельзя. Сейчас готовится новая программа. Ради нее педагоги добились сокращения публичных выступлений – нужно время на репетиции, на учебу, наконец, просто на нормальную детскую жизнь. Впервые «Мзиури» покажет не обычный концерт, а спектакль, как теперь принято говорить, мюзикл «Буратино», в основу которого взяты песни из показанного недавно телевизионного фильма. Молодой московский композитор А. Рыбников пишет сейчас новые песни специально для этого спектакля. Готовятся декорации, разучиваются первые мизансцены. Это будет спектакль-игра, спектакль-забава, близкий и понятный всем детям.

На глазах у зрителей девочка, исполняющая роль Карабаса, приставит к подбородку искусственную бороду и споет песенку своего персонажа, а другая – Буратино – сделает то же самое со своим длинным носом. Ведь так и бывает в настоящей детской игре, где всем движет неистощимая фантазия, пропадающая, когда мы взрослеем, невесть куда.

В конце марта в Москве состоялся концерт «Цисарткелы», посвященный присуждению ей высокой награды – премии Ленинского комсомола. Тогда юные лауреаты сообщили, что передают свою премию в Фонд мира. И когда объявляли об этом решении, на сцене рядом с тбилисскими пионерами незримо встали те, кто начинал этот путь в холодную зиму сорок первого года в тесных госпитальных палатах. Они поступили бы точно так же.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Из истины страстей…

Штрихи к портрету балерины Людмилы Семеняки