Что ж, бывает и так. Но гораздо чаще девушка не получает от этих танцев ничего, кроме сомнительного удовольствия покружиться с партнером, смотрящим на нее этак свысока: как же, оказал честь, пригласил на танец! И в большинстве случаев она тоже считает, что ей оказана честь– ведь подружки жмутся у стен или танцуют друг с другом, – и терпит его пренебрежение, бесцеремонность, лишь бы только танцевать!
А ради чего приходят сюда эти самые партнеры? Не те, кто попал на танцы случайно, от нечего делать, а завсегдатаи, которых видят здесь из вечера в вечер? Некоторые из них, возможно, и в самом деле страстно любят танцевать, но я уверена, что большинство привлекает именно эта атмосфера безнаказанной развязности, пошлого, дешевенького ухажерства – атмосфера, которой у нас не найдешь ни в каком другом месте. Попробуй вести себя так, скажем, на вечере своего цеха – тебя призовут к порядку организаторы вечера, комсомольское бюро, профорг да и сами товарищи, члены твоего коллектива.
А кто организует «вечера танцев»? Какой коллектив устанавливает здесь свои порядки, обычаи, следит за их соблюдением?. Да никакой!
Вечера танцев – чисто коммерческое предприятие. Покупай билет, входи и делай, что хочешь, только не стой на голове и не бей стекол. Впрочем, бывает, и стекла бьют. Мне самой довелось слышать жалобу одного клубного завхоза: «Как танцы, так нескольких стекол нет. А с завхоза спрашивают...»
Нет, спрашивать нужно не с завхоза. Давайте прежде всего зададим вопрос самим себе: нужны ли нам такие вечера, прививающие молодежи нескромность, вульгарные манеры, дурной вкус? Пусть ответят товарищи, ведающие клубами: стоит ли включать в финансовый план такую статью дохода, как платные танцы? Не слишком ли велик моральный урон, за счет которого достигается этот доход? Давайте спросим руководителей самодеятельности, композиторов, пишущих легкую музыку, эстрадных и балетных артистов:
– Товарищи, вы когда-нибудь обращали внимание, как танцует наша молодежь? Помогите, подскажите, как добиться, чтобы оркестр не играл затасканных, банальных мелодий, а исполнял хорошую танцевальную музыку (и не только танцевальную, но и просто эстрадные пьесы, которые можно послушать в антракте между танцами), знакомил молодежь с новыми произведениями Цинцадзе, Эшпая, Бабаджаняна и других советских композиторов.
Как добиться, чтобы во время этих вечеров кто-нибудь (назовите его затейником, распорядителем, дирижером бала) показывал красивые новые танцы, ведь молодежь зачастую танцует уродливо просто оттого, что не умеет иначе!
Как добиться, чтобы на наших вечерах действовали какие-то правила поведения, если хотите, этикет, который диктовал бы, как себя держать, как пригласить девушку на танец, как ее поблагодарить, отвести на место и т. д.?
Если бы всего этого удалось добиться, то, может быть, и не нужно было ставить вопрос об отмене платных танцев: что ж, за хороший концерт легкой музыки, за то, что вас научили новому танцу, за труд людей, создавших уют и праздничность этого вечера, стоит заплатить.
Кстати, тогда можно будет спросить и с завхоза. Только не за битые стекла, а за обыкновенную чистоту и порядок, которые он, завхоз, обязан нам обеспечить.
А с девушками хочется поговорить особо. Дорогие девушки, почему вы позволяете юношам танцевать с вами в такой пренебрежительной, разбитной манере?! Или вы не связываете эту манеру с отношением к вам? Напрасно. Задумывались ли вы над тем, что танец обязательно выражает отношения между людьми?
...В одной из харьковских школ мне рассказали такую историю: кто-то из старшеклассников, неплохой, но озорной парень, принес на вечер отдыха «ультрамодную» заграничную пластинку и поставил ее тайком от дежурного учителя. Из радиолы понеслись дикие синкопы, прерываемые утробным завыванием. В зале сначала рассмеялись, потом кто-то решил попробовать, «как это получится», другие последовали его примеру, и началось что-то невообразимое. Дежурная – молоденькая учительница– растерялась и побежала наверх, в радиоузел, чтобы выключить приемник. Но ее остановила директор школы, опытный педагог.
– Нужно не запретить, а убедить ребят, что так танцевать нельзя. Она дождалась, когда пластинка окончилась, а только потом вошла в круг танцующих, попросила внимания и спросила:
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое танец?
И она рассказала школьникам о том, что танец родился раньше слова, что с самых древних времен люди выражали в нем радость, гнев, печаль, что он и до наших дней сохраняет эту способность отражать человеческие чувства. Недаром на Западе, где всячески стараются вытравить из человека высокие душевные стремления, развить в нем низкие, животные начала, родился танец с развинченными, вихляющими движениями, в которых ясно чувствуется неуважительное отношение юноши к девушке, презрение ко всем хорошим, чистым человеческим чувствам, в том числе к дружбе и любви.
– Но неужели, – закончила директор, – этот танец выражает и ваши чувства друг к другу? Неужели то, что вы сейчас танцевали, передает отношение ваших товарищей к вам, девушки? Ваше отношение к девушкам, ребята?
Все бурно запротестовали. Девочки обиженно отворачивались от мальчиков, те клялись, что и не думали: ...«Да что ты, Наташа, не знаешь меня, что ли?!»
– А раз так, не надо нам подобных танцев, –добавила директор школы. – Объявляю вальс. Приглашают девушки!
Одна из старшеклассниц воскликнула:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.