Самоходки

Борис Рябикин| опубликовано в номере №519, январь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поезд быстро набирал скорость. Новый электровоз, гудя, как недовольный жук, легко катил длинный состав. Станции и платформы пролетали бесформенными кусками света. Машинист изредка включал сирену, предупреждая беспечных дачников. Мощный прожектор серебрил выхваченные из темноты рельсы. Подхваченные с насыпи потоком воздуха песчинки неслись рядом с поездом, царапая полированный кузов электровоза.

- Хорошо идём, Федя, а? - спросил Трофимов у своего помощника, молодого парнишки.

- Хорошо, Пётр Андреевич! А что, так и до Новоградской - без остановок?

- С таким грузом да останавливаться!... Кто нас задержит?! Ты знаешь, что мы везём-то? - наклонился машинист.

- Нет, а что?

- А время какое сейчас, знаешь?

- Ну, мирное время, ясно...

- Мирное... Лето кончается... - Трофимов улыбнулся и, понизив голос, шепнул: - Самоходки, брат, везём, вот что.

Федя удивлённо заморгал глазами и потом обидчиво поджал губы: вечно Пётр Андреевич подшучивает над ним, за мальчика всё считает. Уж не первая поездка так... Юноша откинул своё стекло и, придерживая срываемую ветром форменную фуражку, деловито посмотрел на изгибающийся состав. Примерно с середины его шли платформы, груженные чем-то большим и бесформенным. Брезент на них надувался, топорщился от ветра, и груз походил на гигантских шевелящихся животных. В ночной темноте трудно было что-нибудь хорошо разобрать. Но неужели это самоходные орудия, и машинист не обманывает? Значит... Фёдор задумался.

Поезд проносился среди необозримых просторов полей. Ласковый, чуть прохладный ветер вносил в кабину пряный аромат зрелой пшеницы. Хотелось высунуться из окна и зацепить, сорвать хоть несколько тяжёлых золотистых колосьев. Он вспомнил вдруг, как бежал с маленькой сестрой из горящей деревни. Выстрелы, взрывы... Они спрятались в овражке. Огонь перекинулся на зеленеющие поля, и едкий, горький дым долго стлался по земле. Сестрёнка беззвучно плакала...

Трофимов привычно переводил рукоятку контроллера. Глухо урчали моторы. Застучал компрессор, и стрелка прибора лениво поползла наверх. Вдруг что-то хрустнуло. Шум смолк. Электровоз резко дёрнулся.

Федя быстро отпрянул от окна, испуганно посмотрел на машиниста. Тот, нахмурив брови, вывел рукоятку в холостое положение. Но когда он медленно, как бы раздумывая, попытался перевести её, то снова раздался треск, и всё стихло. Поезд двигался по инерции, постепенно теряя скорость.

Юноша побледнел. Остановиться на перегоне? Закрыть движение на несколько часов, просить на помощь резерв?.. Нет, старый, опытный машинист никогда не допустит этого. А что можно придумать?..

- Фёдор, ты недавно изучал схемы, - тихо проговорил Трофимов. - Можешь вспомнить, какой контактор включается на 16-й позиции?

Схемы включения... Сколько часов Фёдор просидел над ними в училище! Ясно представился огромный чертёж на полотняной кальке, висевший в классной комнате. Линии - провода, квадратики - контакторы. Их больше сотни. И каждый занумерован, каждый срабатывает, когда нужно, а остальные, не мешаясь, ждут своей очереди...

Состав шёл совсем тихо, вот-вот он остановится, а тогда на этом подъёме его не взять с места.

- Ну? - негромко спросил Пётр Андреевич, почти касаясь седоватыми усами лица помощника. - Забыл?

- Нет, помню, помню. Сейчас... На 16-й позиции должен включиться 33-й контактор. Он и дальше нужен для остальных позиций.

- Верно, молодец! Должен включиться, но он-то и не сработал. Наверное, оборвалась проволочка в катушке... Теперь слушай меня, - голос машиниста звучал приглушенно, но говорил он быстро и отчётливо. - Я пойду в камеру, попытаюсь исправить на ходу. Закроешь за мной дверь, поднимешь пантограф. И поведёшь состав... Сам, - добавил машинист, испытующе взглянув на помощника? - Сможешь?

Всё завертелось у Фёдора в голове. Самому вести тяжёлый состав, вести в первый раз, а машинист будет работать в камере высокого напряжения, рискуя жизнью? Но иного выхода не было. Помощник молча кивнул головой, и Трофимов, опустив пантограф, решительно шагнул в камеру.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены