... В ту памятную весну 1941 года ленинградская школьница Лида Матвеева вместе со своей матерью приехала на летние каникулы в подмосковное село Иваново, Рузского района. Позади экзамены за девятый класс. Теперь можно и отдохнуть. Места здесь красивые, привольные. Село раскинулось на высоком берегу речки Котынки. Кругом леса.
Безмятежно проходили дни. Но вот 22 июня радио принесло грозную весть: началась война.
Мать Лиды уехала обратно в Ленинград, а Лида осталась в Иванове. Сводки Совинформбюро с каждым днем становились тревожнее. Враг приближался к Москве. Пали Смоленск, Можайск, Волоколамск, Руза. В Иванове были уже слышны не только залпы орудий, но и пулеметные очереди, автоматная трескотня. Село притаилось, затихло.
А потом линия фронта продвинулась дальше на восток, и Иваново оказалось в тылу у гитлеровцев. Как раз в это время в селе появилось несколько раненых советских бойцов и командиров, в том числе и автор этих строк. Мы организовали здесь подпольную партизанскую группу.
Наша группа разрушала мосты, по которым должны были пройти фашистские машины, выполняла другие операции. Сведения о противнике нередко доставляла партизанам Лида Матвеева. Она была связной партизанской группы.
Однажды в село Иваново ворвались два советских танка. Это были разведчики. Обрадованные появлением своих, жители плотным кольцом окружили танкистов. Расспросам не было конца.
Разведчики уже готовились отправиться в обратный путь, когда к селу неожиданно подошла войсковая часть противника. Танкисты приняли бой. Но они не заметили, как несколько фашистов, скрываясь за заборами и домами, стали подбираться к танкам. Еще несколько минут - и в танки полетели бы гранаты. Беду предотвратила наша Лида. Стремительно подбежав к танкам, она крикнула: «Товарищи, вас окружают!... Уходите, товарищи!»
Танки круто развернулись, открыли огонь из пулеметов по подползавшим фашистам и ушли в сторону фронта.
Гитлеровцы схватили Лиду. Избив девушку прикладами, они повели ее в центр села, где росли вековые липы. Оккупанты решили казнить героиню.
Староста пытался советовать Лиде упасть к ногам немецких господ, вымолить прощение, но Лида твердым голосом ответила: «У захватчиков прощения не просят, их вышвыривают вон!»
На помост, устроенный из пустых ящиков, Лида взошла с высоко поднятой головой. «Я сделала все, что могла! - воскликнула она. - Умираю, любя Родину!... Помните меня!...»
Так приняла смерть комсомолка Лида Матвеева.
Под угрозой расстрела оккупанты запретили хоронить храбрую девушку. Но участник нашей подпольной группы Ф. Рыбаков и патриотки Д. Арефьева и А. Соколова ночью сняли с виселицы и отнесли тело юной героини в дом, где она жила. В ту ночь партизаны, мстя за смерть Лиды, подожгли склад боеприпасов противника. Одним из исполнителей этой операции был Коля Грибанов, друг Лиды.
Осенью 1955 года мне довелось вновь побывать в тех местах, где действовала наша партизанская группа. Машина долго петляла по проселочным дорогам. Вот наконец и Иваново. В селе произошли большие перемены. На улицах выросли новые дома, широко раскинулся колхозный фруктовый сад, на краю села стоит новый большой скотный двор. И лишь дремучий лес, который в годы войны не раз спасал жизнь партизанам, по - прежнему окружает Иваново темной стеной.
На высоком берегу озера, возле нового клуба, высится белый мраморный обелиск. В камень врезан портрет Лиды. Милое, строгое лицо, аккуратно подобранные светлые волосы. Глаза смотрят задорно, прямо...
И сразу все стало свежо в памяти: и фронт, и борьба участников подпольной партизанской группы, и вдохновенный подвиг Лиды, ее гордое поведение на казни.
Именно тогда мне пришла мысль создать у памятника сад, украсить место гибели героини. Меня горячо поддержали друзья и знакомые.
Вскоре я перевез в село Иваново первые плодовые деревья и кустарники, которые выкопал в своем саду. Активное участие в закладке сада приняли бывшие партизаны A. Грибанова, А. Васильева, Ф. Громыхалина, Т. Смирнова, М. Воронцова, В. Грибанов, B. Васильев.
На помощь нам пришли колхозники, школьники, воины Советской Армии. Шефство над садом взял колхозный садовод, семидесятидвухлетний А. И. Андронников.
Всего мы посадили четыреста деревьев, кустарников, цветов. В первое же лето они буйно зазеленели.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.