- Ну, Орлов не побрился - быть рыбе! Примета верная! - шутит кто-то.
Под полубаком тесно. Здесь собираются покурить да перед сном «потравить за жизнь» свободные от вахты рыбные мастера, тралмейстеры, матросы, кочегары.
- Если бы не погода, были бы уже на месте...
- Еще часов шесть идти.
Разговор не клеился. Рыбаки замолчали, затянулись папиросами...
Огромный диск незаходящего солнца золотил убегающую за корму воду. Вместе с берегом исчезла грусть прощания с близкими - грусть моряка, уходящего в плавание. Сначала зыбко, как волны за бортом, а потом все сильнее наплывают привычные думы рыбака: о рыбе, об удаче, о плане.
Вторые сутки РТ-157 идет полным ходом к району промысла. Вторые сутки Геннадии Волков не выходит и? каюты. Склонившись над картой Баренцева моря, сплошь испещренной цифрами глубин, капитан прислушивается к голосам своих коллег, доносящимся сквозь четкий ритм морзянки, скрежет и свист помех. Идет радиосовет капитанов. Из разных районов моря сообщают они цифры дневных уловов, координаты движения траулеров.
Сложная задача у капитана - как можно скорее вывести траулер на косяк. Конечно, советы и наблюдения коллег помогают. Но одного этого мало. Каждый капитан рыболовного траулера обязан знать повадки рыб, скорость и направления морских течений, всякие другие тонкости, чтобы предугадать, куда передвинется косяк, и, безошибочно поставив на огромной карте маленькую точку, вывести на нее корабль.
Волкову двадцать девять, но уже не первый год бороздит он северные моря. Начинал со штурмана. Пять лет после Мурманского мореходного училища ходил на поисковом траулере. Два года на РТ-157 был старпомом. Теперь капитан.
«Знает, почем «фунт рыбки», - говорят о нем опытные рыбаки. - Не подведет».
- Район промысла называется «Копытовской банкой». Насколько хватает взгляда - суда. Море будто усеяно ими до самого горизонта, кажется, развернуться негде. Кого здесь только нет: наши, норвежцы, англичане, немцы!...
В бинокль едва различаем пляшущий на волнах буй, поставленный поисковым траулером.
- Пришли точно, - доволен капитан.
Первый трал... Этого момента ждали с нетерпением, к нему тщательно готовились. Все ожило: Заработали лебедки, палубная вахта в ярко-желтых непромокаемых робах разбежалась по своим местам, в котельном и машинном отделениях ждут команды. И вот наконец:
- Спустить трал!
Мгновение - и сеть исчезает в вздыбившейся воде. «Отдают» носовую и кормовую доски. Над мачтой взвилась «корзина» - значит, судно идет со спущенным тралом.
Море глубоко дышит пенными холмами, жадно заглатывая длинные стальные тросы. Свинцово-серые горбы вспучиваются, вырастая у самого борта. Палуба вздымается и опадает. Водяная пыль летит в лицо.
Траулер, тяжело пыхтя и переваливаясь с волны на волну, медленно тянет трал.
... А через два часа снова загрохотали лебедки. Чайки закружились над палубой. Метрах в пятидесяти от борта посветлевшее море вскипело пузырьками воздуха и выплюнуло вслед за огромным поплавком набитый красным морским окунем трал.
- Полкошелки».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.