Рост

З Докторов| опубликовано в номере №537, октябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

«...только... культурно - технический подъём рабочего класса может подорвать основы противоположности между трудом умственным и трудом физическим,...только он может обеспечить ту высокую производительность труда и то изобилие предметов потребления, которые необходимы для того, чтобы начать переход от социализма к коммунизму».

И. Сталин.

В комитете комсомола завода «Запорож - сталь» царило оживление. Секретарь комитета Николай Голодной разговаривал с заходившими к нему комсоргами цехов, с молодыми рабочими. Телефонные звонки то и дело прерывали беседу.

Большинство людей, заходивших и звонивших сюда в этот день, волновало одно: когда и где можно будет начать или продолжить учёбу? Одних интересовали вечерние общеобразовательные школы, другие желали поступить в заводской металлургический техникум, третьи просили помочь поступить в вечерний институт.

И по тому, как беседовал секретарь с молодёжью, было видно, что его всерьёз волнует и радует это благородное стремление молодых людей.

- Ну, как успехи? - участливо спрашивал секретарь Илью Булычёва, электрика сталелитейного цеха, поступающего в заводской металлургический техникум.

- Всё хорошо обошлось, всё благополучно, - Илья Булычёв пристально посмотрел на секретаря комитета и, прочитав на его лице одобрение, заметил: - Конечно, трудновато пришлось. Наплыв большой. Но приняли. Пятёрки и четвёрки выручили.

Эта беседа весьма характерна. В ней выражены те новые процессы, которые так типичны для всего рабочего класса нашей страны.

Мне довелось познакомиться со многими молодыми рабочими. Вот один из них - токарь - скоростник комсомолец Иван Левченко. Этот человек завоевал себе всеобщее уважение не только и не столько тем, что выполнил свой пятилетний план в три года и ежемесячно выполняет по две - две с половиной нормы, сколько тем, что непрерывно совершенствует своё мастерство, учится сам и учит других. Левченко организовал стахановскую школу, в которой обучает молодёжь собственным методам скоростного резания. В августе он обучил десять токарей. Все они раньше не выполняли норм. А сейчас и Михаил Сердюк, и Ольга Аристархова, и Дмитрий Ипполитов, и все остальные дают не меньше полутора - двух норм.

Многие из учеников Левченко уже перегнали своего учителя. К чести его надо сказать, что он ничуть не огорчён этим. Наоборот, успехи молодых радуют его, и он не гнушается кое - чему поучиться и у них. Владимир Швецов, прошедший школу Ивана Левченко, достиг, например, более высоких скоростей резания, чем Левченко, и теперь нередко сам помогает своему учителю.

Добрая половина всего состава рабочих «Запорожстали» - молодые люди, и почти каждый из них имеет семилетнее или среднее образование. А те, что не имеют его, как правило, учатся в школах рабочей молодёжи. Многие продолжают учёбу в металлургическом техникуме, в различных институтах, а есть и такие, что работают над кандидатскими диссертациями.

При заводе открыты три средних школы рабочей молодёжи. В них обучается более тысячи человек. В этом году 150 молодых рабочих получило аттестаты зрелости и столько же окончило заводской металлургический техникум.

Школы и техникум - не единственная форма повышения общеобразовательных и технических знаний рабочих. На заводе организована разветвлённая учебно - курсовая сеть, которая даёт возможность каждому рабочему повысить свою квалификацию и приобрести широкие знания по своей специальности.

В прошлом году в кружках техминимума и на курсах повышения квалификации обучалось более тысячи человек. Все они сдали экзамен по техминимуму, перешли в высший разряд, многие овладели вторыми профессиями. В этом году в кружках и на курсах занимается около 2 тысяч рабочих.

Молодой сталевар Василий Ивко, работавший раньше заправщиком и получавший по седьмому разряду, рассказывал мне, что после окончания курсов техминимума сразу получил двенадцатый разряд - самый высокий разряд сталевара. Такие же разряды получили и Борис Скляренко, работавший подручным сталевара, и Иван Никитченко. Формовщица Вера Михантьева перешла из третьего разряда в пятый и т. д. А таких людей на заводе много!

Несколько сложнее обстоит дело с теми, кто стремится без отрыва от производства получить высшее техническое образование.

В центральной заводской лаборатории я повстречал техника Владимира Борисенко. Он металлург и мечтает стать инженером - металлургом. Однако сказалось, что он занимается... в Институте сельскохозяйственного машиностроения. В чём дело? А дело в том, что в Запорожье, городе крупнейших металлургических заводов, как это ни странно, нет ни одного металлургического вуза.

Это положение, конечно, ненормально, и происходившая здесь недавно конференция молодых специалистов уделила этому вопросу серьёзное внимание. Требование молодёжи об открытии в Запорожье металлургического вуза, бесспорно, справедливо и основательно.

На заводе, как уже упоминалось выше, имеется группа инженеров, готовящихся к сдаче кандидатского технического минимума и к защите кандидатских диссертаций. В этой группе уже сейчас насчитывается двенадцать человек. Дирекция всячески помогает им. На завод систематически приглашаются для чтения лекций крупнейшие учёные и специалисты из Москвы, Днепропетровска, Харькова, Киева.

Огромна тяга молодёжи и к политическому просвещению. В этом учебном году по решению комитета комсомола создаётся 80 кружков вместо прошлогодних 46. В политическую учёбу будет вовлечено около 2 тысяч молодых рабочих. Это почти в два с половиной раза больше, чем было в прошлом году. В качестве руководителей и пропагандистов выделены наиболее образованные и подготовленные комсомольцы. Так, например, техник крановой базы Галина Кирилловн будет руководить кружком по изучению биографии товарища Сталина, инженер Николай Бабенке, начальник смены слябинга, утверждён руководителем кружка по изучению общественного и государственного устройства СССР и Устава ВЛКСМ, начальнику смены тонколистового цеха инженеру Василию Ольховому поручено вести кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены