За год до выпуска Виноградов дебютировал как балетмейстер, поставив дуэт на музыку Ноктюрна Шопена ре-бемоль мажор. Исполнял сам с одноклассницей-румынкой Леной Дачан. Еще удачней были его постановка танцев и режиссура комического ревю «Эволюция танца». То был первый опыт распоряжения большой массой исполнителей, и опыт удачный.
За семь лет до того, еще, будучи в детском хоре, Олег находил время для многих занятий: во Дворце пионеров он танцевал в балетной студии, играл в драмкружке, строил планеры и модели кораблей. Все получалось. Получалось и другое: он рисовал, играл на рояле, писал стихи. Разносторонняя одаренность мешала остановиться на чем-то определенном. Но эта же одаренность помогала потом, служила главному, когда главное выкристаллизовалось.
Через шесть лет после выпуска из школы – в 1964-м – Виноградов показал свой первый большой балет: «Золушку» Прокофьева. Через год – другая премьера, и опять Прокофьев – «Ромео и Джульетта». Оба спектакля были новы, самостоятельны, классичны. Оба получили признание не только в Новосибирске, куда Олег приехал, окончив училище. Балеты Виноградова в новосибирской редакции узнали и признали в Москве, Одессе, Ереване, Софии, Берлине, Дрездене, Мадриде, Париже...
И здесь необходимо сказать, что, хотя балет жив танцем, сочиненным балетмейстером, сам танец существует лишь в исполнителе. И замыслы даже самого одаренного хореографа никогда не станут реальностью искусства, если танцовщики-единомышленники и помощники постановщика не подарят им сценическую жизнь. Олегу Виноградову повезло: в Новосибирске – как и сегодня в Ленинграде – с ним был великолепный солист Никита Долгушин, способный решать артистические и танцевальные задачи любой сложности... И вряд ли была бы так хороша «Асель», если бы главную партию в ней не исполнила Нина Тимофеева. А в успехе «Горянки» огромная заслуга и Габриэлы Комлевой (Асият) и всей труппы Кировского театра.
Но вернемся к «новосибирскому периоду» творчества Виноградова. Хотелось бы подчеркнуть, что обращению к сложной музыке Прокофьева и сложной форме большого спектакля предшествовала подспудная и поначалу, вероятно, еще не осознанная работа. Олег пробовал силы в самых разных сферах. Например, сделал эскизы костюмов к оперетте «Цирк зажигает огни» и оформил оперетту «Мистер Икс». Далее шли работы, все более приближавшие юношу к балетмейстерской деятельности.
В 22 года для Новосибирского хореографического училища он сочинил балетные сцены по мотивам сказки «Аленький цветочек» и композицию «Вива, Куба!». В 24 – поставил танцы в опере Магиденко «Тропою грома». Поступая в ГИТИС, показал «Девушку и смерть» на музыку «Пляски смерти» Сен-Санса. Нельзя не отметить и такие его сочинения, как совершенно самостоятельную постановку первого акта «Лебединого озера», новое решение танцев «В замке Черномора» («Руслан и Людмила»), изысканную пастораль в «Пиковой даме»... Одновременно шло деятельное изобретение современного пластического языка для опер Щедрина «Не только любовь», Лазарева – «Клоп», для «Патетической оратории» Свиридова и многих спектаклей драматических театров Новосибирска...
Фанатическая преданность профессии отучила Олега отдыхать. Сочиняет он непрестанно: слушая музыку, рисуя, шагая по дюнам, работая в саду, читая и «просто думая ». Поэтому у него для каждого балета есть несколько версий. Для «Коппелии», например, три. На мой взгляд, лучшая та, что уже поставлена. Виноградов полагает, что лучшая, конечно, впереди...
Такая точка зрения для него типична. Балеты Виноградова не свободны от изъянов, это так. Но сколько бы претензий вы ни предъявляли балетмейстеру, он сам видит их вдесятеро больше. И как бы вы с ним ни спорили по поводу частностей, он не уступит ни пяди, если убежден в своей правоте. Ив то же время, если ваша мысль ему понравилась, он может увлечься переделками «на ходу», начав сочинять новые версии для какого-нибудь пусть даже маловажного эпизода...
Таков Виноградов сегодня. Автор почти 30 работ, среди которых есть такой великолепный балет, как «Принц пагод» Бриттена, поставленный как большая феерия в стиле Петипа, и такие блестящие миниатюры, как «Адажио и фуга» из Квартета Моцарта № 546 или «Дуэт» на музыку Скрипичного концерта Кабалевского.
Однажды, наблюдая как репетирует Виноградов, Дмитрий Борисович сказал: «Это хорошо! Это вдохновляюще хорошо!» И обещал написать для него современный балет. Может быть, это и будет новая постановка Виноградова?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.