Я понял, что его давнишняя мечта стала явью...
Вот и летное поле, рассеченное ровными линиями стартовых полос. Среди десятков «ТУ», «ИЛов», рядом с «Каравеллами» и «Боингами» стояла диковинная машина. Не было у нее ни фюзеляжа, ни хвостового оперения. Своими совершенными формами она напоминала парящую чайку. Три турбореактивных двигателя придавали «ЛК» мощь исполина.
Мне оставалось сделать несколько снимков, передать их в редакцию и поспешить к машине.
Около нее суетились конструкторы и инженеры. Отдавались последние распоряжения. Радостное волнение читал я на лицах Анатолия Кривомлина, Нинели Романовой, Анатолия Белосвета, Юрия Белова...
А в тот год, когда Алексей Иванович решил организовать студенческое конструкторское бюро, Нинель Романова только еще готовила дипломный проект, и грызли гранит науки, предопределенный четвертому курсу, Толя Белосвет, Толя Кривомлин, Володя Иринархов, Юра Белов.
Однажды на студенческом собрании А. И. Пьецух поделился мыслями о новой конструкции «летающего крыла». Его идея сводилась к тому, чтобы в отличие от всех существовавших ранее схем на концах крыла расположить горизонтальное оперение малого удлинения. Значительная стреловидность крыла позволит вынести оперение на достаточное расстояние от центра тяжести. Концевые рули обеспечат равновесие в полете и продольную управляемость машины. А путевая устойчивость? А проблема уничтожения вертикального оперения? И на эти вопросы у Алексея Ивановича уже были ответы.
Новая идея захватила ребят. Студенческое КБ начало свою жизнь. Многотысячная семья энтузиастов пополнилась новым отрядом.
Учебные семестры сменялись один за другим. А в комнате, где расположилось КБ, папки с расчетами, графиками, чертежами становились все объемистее. Создавались специальные модели для продувок в аэродинамической трубе. Исследования в ней показали, что конструктивная схема, предложенная А. И. Пьецухом, дает возможность создать летательный аппарат более устойчивый и проще управляемый, чем все существующие самолеты.
Настал день, когда в студенческом КБ приступили к проектированию и расчету огромного пассажирского лайнера. Здесь справедливо считали, что большой пассажирский самолет нового типа - самое необходимое для транспорта будущего.
Пассажирский самолет в первую очередь должен обеспечить максимальную безопасность воздушным путешественникам. Естественно, что чем больше самолет, тем лучше он может быть оснащен приборами и механизмами, помогающими пилоту. Чем больше самолет, тем больший и комфорт на нем.
И еще одним обстоятельством объяснялось стремление создать именно большую машину.
Семилетка поставила перед воздушным транспортом задачу: увеличить пассажирские перевозки в шесть раз. Иными словами, ежедневно услугами авиации будут пользоваться в нашей стране многие тысячи пассажиров. Если эксплуатировать, скажем, двадцатипятиместные машины вместо больших, стоместных, то в день потребуется произвести вчетверо больше самолетовылетов. Представляете, какая нагрузка выпадет на долю аэропортов! А ведь чем интенсивнее взлетно-посадочный режим аэродрома, тем вероятнее нарушение безопасности.
А. И. Пьецух и его помощники при конструировании первого варианта остановили свой выбор на 144-местной машине.
В огромном салоне «ЛК» палевые тона отделки создают «солнечную» обстановку. Мягкий свет распространяется от ламп, спрятанных в подпотолочных нишах. Вдоль стен салона разместились стеллажи для мелкой поклажи.
Пассажирские салоны «ЛК» меньше всего напоминают тоннелеподобные кабины обычных самолетов. Скорее они похожи на холлы гостиных. Кресла свободно вращаются вокруг своей оси. Их можно повернуть и так, что пассажиры группируются в уютные компании. Тогда между креслами появляются столики. Все это: и кресла, и столики, и внутренняя отделка холлов - сделано из пластмасс.
На лайнере нет обычного для самолетов шума двигателей. Ведь двигатели на «ЛК» размещены позади пассажирских салонов. Изящные циферблаты, расположенные на стенах, показывают, что, хотя за бортом уже минус 59°С, температура в «ЛК» неизменна - плюс 20°С; что давление вне зависимости от высоты поддерживается «земное», что в полете мы находимся столько-то, что в заданный пункт прибудем через столько-то и что под нами такой-то город.
И тут нельзя не обратить внимания на одну особенность пассажирских салонов: в них нет окон. Создатели «ЛК» правильно решили, что окна на самолете, летящем на высоте 8-10 километров, - всего лишь дань старой традиции. Отказ от окон диктовался в первую очередь соображениями безопасности. Ведь вырезы в обшивке и места соединения стекла и металла наиболее уязвимы для разрывов. А это грозит разгерметизацией и, следовательно, аварией. Ну, а вдруг пассажиру все-таки захочется взглянуть на землю? Конструкторы предусмотрели и это. В «ЛК» установлены телевизоры. Телепередатчики, находящиеся в кабине пилотов, проектируют изображение на большие экраны, что размещены в пассажирских салонах.
Под нами - курчавая снежная пелена облаков. На секунду экраны темнеют. И вот уже по ним побежали титры - началась демонстрация кинофильма.
Мы подлетаем к Ташкенту. Наша машина разворачивается над городом. Теперь - в обратный путь. Хватит ли нам горючего на семитысячекилометровую дорогу? Я прошу Алексея Ивановича Пьецуха сравнить характеристики нового воздушного лайнера и одного из наиболее совершенных заграничных самолетов - американского «DC-8».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.