Хочу задать простой, что называется, «детский» вопрос: почему существуют песни весьма невысокого качества, с примитивной мелодией и убогими стихами? И тут же ответить: потому что находятся певцы, которые их поют. Если бы все эстрадные исполнители с полной мерой взыскательности относились к своему репертуару, то на пути песенных поделок встал бы надежный заслон. К сожалению, репертуарная неразборчивость и безответственность стали нормой для многих певцов. И даже для самых популярных, самых известных. Положа руку на сердце, разве безупречен репертуар нашей признанной «звезды» Аллы Пугачевой? Обидно видеть, как певица тратит свой незаурядный талант на третьесортные вещицы. Певец выносит песню на суд многомиллионной аудитории, и с него особый спрос.
Хочется вспомнить прекрасного актера и певца Марка Бернеса. Вот уж у кого не было проходных, дешевых песенок! А как он умел ценить поэтическое слово, как его чувствовал...
Однажды я слышала по радио советские песни в исполнении С. Я. Лемешева, это было замечательно. Но как же редко бывают такие передачи! И получается, что нам, молодому поколению, не с чем сравнивать нынешнюю эстраду.
Да и самим певцам, я думаю, полезно почаще обращаться к нашей песенной классике. После встречи со стихами Исаковского или Фатьянова станет резать ухо какой-нибудь современный разухабистый текст. Может быть, среди многочисленных музыкальных конкурсов ввести и конкурс на лучшее исполнение песен прошлых лет? Может, организовать такой конкурс на телевидении?
Снова «детский» вопрос: какими критериями руководствуются музыкальные редакторы на радио, телевидении, в издательствах? Честное слово, для меня их деятельность загадка. Они первые слушатели новых песен, причем слушатели-профессионалы. Но с их благословения порой получает право на жизнь явная халтура. Если не музыкальный редактор, то кто оградит нас от ремесленной, низкопробной продукции?
Остается надеяться на свой собственный вкус. Увы, нам, слушателям, мало помогают его развивать. Взять ту же песню. Неужели не найдется материала, чтобы пустить на телевидении цикл передач, в периодике – цикл статей об истории советской песни? Или, например, цикл о поэтах-песенниках. Да мало ли можно найти форм воспитания музыкальной культуры!
Я начала с певцов, а можно было начать и со слушателей. Если мы, любители эстрады, научимся отличать настоящее искусство от дешевых поделок под него, то сам собой прекратится ажиотаж вокруг иных имен и иных песен. Давайте строже оценивать своих кумиров, тогда и они станут предъявлять к себе более строгий счет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Из 500 молодых рабочих и инженеров завода только 18 занимаются техническим творчеством. В чем же причина?