Развивая и совершенствуя

Борис Зеленков| опубликовано в номере №1132, июль 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Признаюсь, с большим интересом прочитал статью Владимира Глотова «Движение к цели» (№ 21, 1973 год), поскольку с самого рождения Ленинского зачета мне пришлось принимать непосредственное участие в разработке его «процедуры», «техники дела» и практически претворять ее в жизнь в Горьковской комсомольской организации. И сегодня моя научная деятельность связана с анализом практики организации и проведения Ленинского зачета, поиском путей его дальнейшего развития и совершенствования. Вот почему мне представляется полезным продолжить начатый «Сменой» разговор о месте, которое занимает в структуре Ленинского зачета так называемая «техника дела». Действительно ли на совещании в Ташкенте выявились два подхода к организации и проведению Ленинского зачета - творческий и формальный? Отчасти да, но, думается, если говорить о «болезни роста», то причины ее другие, и увлечение «процедурой зачета», «техникой дела» - это лишь один из ее симптомов, и, может быть, далеко не главный. И не всегда интерес к «технике дела», к количественному измерению эффективности воспитательной работы является следствием формализма. Чаще всего этот интерес порождается сущностью и особенностями Ленинского зачета, ставшего основой всей системы коммунистического воспитания молодежи. Ленинский зачет сегодня - это органическое единство идейно-политической и организационно-практической деятельности комсомольских организаций по осуществлению ленинского завета «Учиться коммунизму». Смысл этого завета для современного поколения молодежи с предельной ясностью изложен в речи Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на торжественном пленуме, посвященном 50-летию комсомола. Проводимый в настоящее время Ленинский зачет «Решения XXIV съезда КПСС - в жизнь!», как было подчеркнуто на X VII съезде ВЛКСМ, «позволяет теснее соединить изучение марксистско-ленинской теории с практическим участием в коммунистическом строительстве, в выполнении решений партийного съезда, дойти в политической работе до каждого комсомольца». Это программа воспитания всесторонне развитых людей, обладающих высокой профессиональной подготовкой, специальными знаниями, широкой общей культурой, общественным сознанием, внутренней зрелостью.

Мне думается, что именно сложность тех воспитательных задач, которые решает сегодня Ленинский зачет, и породила такой интерес к процедуре зачета, то есть к формальной, на первый взгляд, стороне дела.

Представим себя на месте комсомольского работника в реальной ситуации. В комитете появляются личные комплексные планы «Учиться коммунизму». Дело это новое, непривычное в практике комсомольской работы. Каким образом этот комсомольский работник должен помочь претворить их в жизнь?

Возьмем для примера комсомольскую организацию Горьковского автозавода, в которой тысячи юношей и девушек разного возраста, имеющие неодинаковую профессиональную и специальную подготовку, различный образовательный уровень. Все согласятся: здесь нужен дифференцированный подход к каждому участнику зачета. Может ли при этом секретарь опираться на собственную подготовку? Может и должен. Но это не исключает, а, наоборот, предполагает наличие у него методических разработок, подготовленных специалистами и распространяемых централизованно. Их назначение - облегчить работу по организации и составлению личных комплексных планов «Учиться коммунизму». Но это не отрицает и творческого подхода к их использованию, ибо самые научно обоснованные рекомендации не могут учесть всех особенностей той или иной организации. Методические указания сверху не исключают, а, наоборот, предполагают разнообразие приемов и средств их воплощения, и вместе с тем они являются необходимой основой соблюдения единства в понимании и осуществлении основных, главных целей зачета.

Мы говорили о личных комплексных планах. Другим важнейшим звеном Ленинского зачета является общественно-политическая аттестация. Вспоминается встреча с комсомольским активом Ярославского моторного завода. Разговор зашел об общественно-политической аттестации. Подавляющее большинство комсомольских активистов высказалось «за глубину и содержательность бесед во время аттестации, против галопа с трехминутными разговорами, за деловую обстановку этих встреч, контактов между комиссией и рядовыми комсомольцами и т. д.». Но как осуществить все это практически? Ведь в организации около 8 тысяч комсомольцев. Нужно создать комиссии. Кого в них включить? Каковы функции комиссий? Как организовать их работу? Как составить график встреч членов комиссии с комсомольцами? Все это так называемые «процедурные вопросы», от правильной постановки которых зависит действенность общественно-политической аттестации. Опыт показывает, что организационная сторона зачета играет существенную роль в усилении воспитательного воздействия на каждого из его участников. Например, социологические исследования отмечают, что оценка Ленинского зачета гораздо выше у тех комсомольцев, у кого имеются личные комплексные планы, и в тех организациях, где ими охвачено большинство. Поэтому раскладывать по полочкам.

что в практике организации Ленинского зачета первостепенное, а что второстепенное, - дело бесполезное, ибо проведение зачета требует самого пристального и серьезного внимания ко всем его сторонам. И корень зла совсем не в том, что комсомольские активисты «замуровывают себя в формальную деятельность, тратят огромные физические и умственные усилия на процедуру зачета, воспринимая ее как самоцель». А в том, что уровень и размах именно организационной работы во многих комсомольских организациях не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к ней особенностями Ленинского зачета.

Да, многие секретари на семинаре в Ташкенте говорили о «технике, механике» проведения Ленинского зачета. И их можно понять, поскольку организационная сторона является существенной в деятельности любого райкома. Его задача - вовлекать юношей и девушек в Ленинский зачет, пробуждать интерес и, что самое главное, сознательное отношение к нему. А как это сделать? Вот это прежде всего и волнует сегодня секретаря райкома ВЛКСМ. Он-то знает, что почти 50 процентов секретарей первичных организаций ежегодно меняются, ими становятся вчерашние рядовые участники зачета. Безболезненно эта смена, как правило, не проходит. У вновь избранного актива зачастую отсутствуют элементарные знания о методах комсомольской работы. Каким образом приобрести их? Только при помощи продуманной системы учебы всего комсомольского актива. И учить нужно многому: координации деятельности с другими организациями, занимающимися воспитанием молодежи, организации и проведению Ленинских уроков, составлению личных комплексных планов, умению обобщать и анализировать итоги работы и, наконец, определять результаты и эффективность не «на глазок», а с предельной полнотой и точностью.

Ленинский зачет требует тщательно продуманной системы руководства им, ибо речь идет о такой форме работы, в которую вовлечены десятки миллионов юношей и девушек, и содержание ее связано с реализацией ленинского завета «Учиться коммунизму».

Мы говорим об организационной обеспеченности Ленинского зачета. А как это выглядит конкретно, на практике? В некоторых комсомольских организациях выделяется специальная группа активистов, которая несет полную ответственность за проведение зачета. Количество ее членов может быть различным в зависимости от численности организации. Одни отвечают за составление личных планов и их осуществление, другие - за проведение общественно-политической аттестации, третьи - за проведение Ленинских уроков. Возможны и другие варианты. Не в этом суть. Важно иметь постоянно действующую группу организаторов Ленинского зачета. Из кого состоит группа? Комсомольский активист, пропагандист, педагог, библиотечный работник.

Но как оценивать, измерять результаты деятельности этой группы, а значит, и итоги зачета? Нужно согласиться с тем очевидным фактом, что любой комсомольский активист сейчас озабочен поиском показателей развития личности. И потому совершенно понятен был интерес участников семинара в Ташкенте к работе аспиранта ВКШ при ЦК ВЛКСМ Бориса Усманова. Обратимся же и мы к «системе показателей активности участников Ленинского зачета», которую разрабатывают и проверяют экспериментально Б. Усманов и другие научные сотрудники ВКШ при ЦК ВЛКСМ. В этой «системе» делается попытка (думается, впервые в практике комсомольской работы) соединить воедино количественные и качественные характеристики деятельности комсомольца в ходе зачета.

Мы с вами присутствуем на общественно-политической аттестации... Молодой человек уверенно и четко рассказывает о выполнении личного комплексного плана «Учиться коммунизму». Внимательны и заинтересованы лица членов аттестационной комиссии. Комсомолец выполняет общественную работу (физорг в бригаде), передовой производственник, учится в системе комсомольской политучебы. Но вот заходит подробный разговор об общественной работе. Члены комиссии стремятся выявить не формальное участие (наличие поручений) в общественной работе, а реальный вклад юноши в организацию спортивной работы, его отношение к своему поручению. «Все ли комсомольцы вашего коллектива сдали нормы комплекса ГТО?» - задает вопрос один из членов комиссии. «Мне трудно сказать», - отвечает юноша. В ходе аттестации выясняется, что он не совсем серьезно относится к общественному поручению, не проявляет настойчивости и твердости в организации спортивной работы в коллективе. Формально этот молодой человек - активист, а фактически он пассивен.

Именно на этом истинном положении дел и акцентирует внимание «система», которая позволяет затем перевести все многообразие фактов на язык математики. Хотя бытует еще мнение среди некоторой части людей, будто попытки измерить эффективность воспитательного процесса при помощи математических методов - это проявление формализма, чуть ли не «усреднение» личности, «уничтожение» индивидуальности.

Измерение фактического вклада каждого в общее дело - веление времени, и определить его без широкого внедрения статистики просто невозможно. В. И. Ленин еще на заре Советской власти настоятельно рекомендовал «нести статистику в массы, популяризировать ее, чтобы трудящиеся постепенно учились сами понимать и видеть, как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать». Сегодня статистика выступает одним из элементов научного управления воспитательным процессом и средством коммунистического воспитания.

Все ли комсомольские активисты сознают необходимость вдумчивого отношения к цифрам, применения статистических методов для анализа комсомольской работы? Практика показывает, что не все. Некоторые комсомольские вожаки не отказались еще от вредной привычки «брать цифры с потолка», не вдаваясь в конкретный анализ повседневной деятельности комсомольских организаций. Подобные отчеты дезориентируют вышестоящие органы, создают препятствия для получения объективной информации и тем самым снижают эффективность применения наиболее оптимальных и действенных рычагов воспитания личности. Отчеты должны быть зеркалом нашей работы с людьми, а не ширмой, скрывающей недостатки в воспитании молодежи. И потому внедрение статистики в практику комсомольской работы предполагает овладение методами статистического и социологического анализа, то есть умением обобщать, анализировать, объяснять цифры, факты, выделять связи, давать практические рекомендации.

Сейчас мы находим выход в привлечении ученых для работы над разнообразными молодежными проблемами. Но это только полдела. Внедрение науки в практику комсомольской работы выдвигает и перед самими комсомольскими работниками задачу овладения как навыками проведения исследования, так и умением с научных, марксистских позиций систематизировать полученные данные.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тайна это я

С доктором медицинских наук профессором Иваном Дмитриевичем Карцевым беседует журналист Владимир Грудский