Размышления о частице «не»

Сергей Абрамов| опубликовано в номере №1180, июль 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

«...использовать природу можно по-разному. Можно – и история человечества знает тому немало примеров – оставлять за собой бесплодные, безжизненные, враждебные человеку пространства. Но можно и нужно, товарищи, облагораживать природу, помогать природе, полнее раскрывать ее жизненные силы. Есть такое простое, известное всем выражение – «цветущий край». Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их любовь к природе поистине творят чудеса. Это наш, социалистический путь».

Из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. БРЕЖНЕВА на XXV съезде КПСС.

Завтрашний город: стерильность улиц, автомобильное движение под землей, лесная чистота воздуха, ультрамариновый полог неба, солнце, солнце, солнце...

Завтрашний город: разноцветные стены зданий, хвойные ветки вламываются в распахнутые окна, холодные капли росы на траве тротуаров, звонкая радость жаворонка в полуденной тишине площадей...

Завтрашний город: босиком по траве, не узнавшей косилки, сквозь цветники проспектов – к утренней дымке реки, к редисочной головке поплавка, привязанного к леске, к теплому речному песку...

Или все будет не так?

Душные тоннели улиц, гудящие зловонные автомобильные толпы, низкое дымное небо, на котором не увидишь солнца. И закованная в камень река, и пожухлые цветы на истоптанных клумбах, и горячий бетон небоскребов, где не открыть окна, а свежий воздух «придуман» кондиционером.

Каким нее он все-таки будет, завтрашний город?

Таким, как Новосибирский Академгородок, где доверчивые белки прыгают с деревьев на плечи прохожих, спешащих по улице? Или как заблудившийся в невырубленной тайге Дивногорск, спускающийся с Дивных гор к Енисею? Или как Горноправдинск, город сибирских нефтяников, где как раз «хвойные ветки вламываются в распахнутые окна»? Или как молдавский Днестровск, построенный в сухой степи и всего за десятилетие превращенный в гриновское «сердце пустыни»?

...Или он станет таким, как гигантский Токио, где каждый желающий за невысокую плату может подышать кислородом в специальных будках на улице? Или таким, как древние Афины, где выхлопные газы автомобилей и заводские трубы принесли больше ущерба, чем землетрясения и средиземноморские ветры за минувшие две с половиной тысячи лет?

Будущее наших городов зависит от нас самих. Истина куда банальнее, но ведь и банальные истины никто не отменял. О них прекрасно помнили строители Дивногорска и Днестровска. О них помнили комсомольцы Рустави, спешившие на субботник, устроенный ради совсем небанального дела: спасти деревья в городском парке от тяжести неожиданного в Грузии снега. О них помнит молодежь Тираспольской швейной фабрики имени 40-летия ВЛКСМ, сделавшая свое предприятие зеленым городком, утонувшим в деревьях, цветах, побегах хмеля.

Будущее нашей планеты зависит от нас самих. Как зависит? Пожалуй, еще ни одна тема не рождала среди ученых такого количества самых разнообразных мнений, гипотез, теорий. Слишком долго мы «не ждали милостей от природы», брали у нее все, что могли. Пришла пора отдавать долги.

Эта пора пришла давно, и спохватившийся мир начал спешно придумывать всевозможные проекты: как очистить моря и реки от фабричных отходов? Как сделать воздух в городах свежим и вольным? Как спасти животных, внесенных в «Красную книгу» природы? Ученые определяют три главных аспекта проблемы «человек – природа». Первый: технико-экономический, который связан с истощением природных ресурсов планеты. Второй: экологический, связанный с нарушением биологического равновесия в системе «человек – природа». Третий: социально-политический, так как эти вопросы необходимо решать усилиями всего человечества.

Семь лет назад на Генеральной ассамблее Международного совета научных союзов в Ереване впервые возник вопрос об организации международного же научного комитета по проблемам окружающей среды – СКОПЕ. В его программе семь научно-исследовательских проектов. Они рассматривают воздействие человека на земные ресурсы, взаимодействие человеческих поселений с окружающей средой, токсикологию окружающей среды, математическое моделирование природных процессов и так далее. Но главный проект касается биогеохимических циклов.

Мы говорим о загрязнении среды отходами производства. Но отходы эти не что иное, как компоненты биологического круговорота, выпавшие из него по вине (или по беде?) человека. Мы строим очистительные сооружения, чтобы свести до минимума загрязнение рек и озер, ставим хитроумные ловушки, уменьшающие приток вредных элементов в атмосферу из заводских труб, боремся с выхлопными газами автомобилей. Все это правильно, все необходимо! Но есть задача более масштабная: как на практике научиться управлять этим круговоротом, прогнозировать последствия человеческой деятельности. Это задача, какую предстоит решать многие годы, но решение её позволит человечеству вернуть планете немалые долги, накопленные за пять тысячелетий развития интеллекта.

А пока существуют задачи более близкие, сегодняшние, конкретные. И осуществлять их надо именно сегодня, не дожидаясь выполнения всех проектов СКОПЕ. Задачи эти – в создании очистных сооружений целлюлозного комбината, которые почти предотвратили загрязнение Байкала, и юрких автомобилей, которые в недалеком будущем вытеснят из центра Москвы пыхтящие грузовики, и мощных, надежных трубопроводов, давно заменивших в Сибири громоздкие речные танкеры, и крупнейшей ТЭЦ под Иркутском, которая сделает лишним существование десятков печально знаменитых иркутских котельных, и многое-многое другое, что невозможно перечислить в журнальной статье.

Перефразируя древний афоризм о любви к человеку и человечеству, можно сказать: легко твердить о бережливом отношении к природе всей планеты, гораздо труднее уберечь то, что у тебя под ногами. Легко восхищаться песенным «зеленым морем тайги», плывущим под крылом самолета, но куда труднее удержать руку лихого туриста-гитариста, с богатырской удалью крушащего молодняк на костер. Легко пустить слезу над «Красной книгой», куда занесены вымирающие животные, но много труднее встать на пути браконьера, в упор расстреливающего лосиху.

Да, мы в огромном долгу перед природой. Каждый из нас. Мы в долгу перед лесом, зажженным от брошенного нами окурка. Мы в долгу перед зверьем, выбитым нашими скорострельными ружьями. Мы в долгу перед дурой горбушей, слепо идущей в наши замечательные нейлоновые сети. Мы должны выплатить долг за вольных охотников, оставивших миру едва ли десять тысяч белых медведей. За меткого стрелка Бартоломеуса Шпаковича, убившего в 1921 году последнего коренного беловежского зубра. За бездумных дровосеков, вынудивших нас повесить на шоссе Москва – Ярославль печальный транспарант «Памятник природы», охраняющий по-левитановски прозрачную березовую рощу.

Глупо строить хрустальный дворец, чтобы ходить по нему в подкованных железом сапожищах. Глупо сажать в сквере или в парке тюльпаны и нарциссы, чтобы молодая мама утешала свою плачущую дочку:

– Не плачь, маленькая, лучше сорви себе с клумбы цветочек. Смотри, какой он красивый, – и возмущалась, когда ее остановили: – Подумаешь – цветок! Не убудет...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены