«Разгром»

Б Юрин| опубликовано в номере №737, февраль 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

На экране - тайга. Как бы с вершины самого высокого дерева мы обозреваем ее бескрайние, уходящие за горизонт дали... Вдруг таежный покой нарушается дробным стрекотом пулемета. На лесной поляне завязывается короткая схватка партизан с белоказаками. Падают убитые, раненые. Вот к лежащему на земле юноше в кургузом городском пиджачке подлетает всадник. Он помогает раненому взобраться на лошадь и так же быстро исчезает.

Так начинается фильм «Разгром», поставленный выпускниками Всесоюзного государственного института кинематографии Борисом Рыцаревым и Михаилом Каликом по одноименному роману Александра Фадеева. Это их дипломная работа. Впрочем, следует оговориться, что «Разгром» - дебют не только молодых режиссеров, но и почти всего коллектива, создающего новый фильм. Большинство его участников - молодежь, недавно покинувшая институтские аудитории.

Перед создателями кинокартины «Разгром» стояла сложная задача - воплотить в живых образах, показать на экране бессмертных героев классического произведения советской литературы, правдиво передать героический пафос революционной борьбы, в которой и смерть звучит как торжество новой жизни. Фильм делали молодые люди, и естественно, что в сложном переплетении чувств, характеров, страстей, изображенных писателем, они в первую очередь стремились найти и донести до зрителя то, что особенно близко и дорого нашей молодежи.

Известно, что любая экранизация не может во всех деталях следовать литературному источнику. Некоторые сюжетные отступления, сокращения, замены неизбежны. Но верно передать мысль, идею художественного произведения, легшего в основу инсценировки, - обязанность постановщиков. Работая над кинофильмом, молодые режиссеры, сценаристы, операторы, актеры направили свои усилия на то, чтобы не просто показать события гражданской войны в Приморье, описанные в романе, но и органически связать их с современностью, подчеркнуть мотивы, созвучные нашей эпохе.

Насколько все это удалось молодым энтузиастам, окончательно можно будет судить, когда фильм выйдет на экраны. Сейчас мы расскажем о том, как снимался «Разгром».

... Борис Рыцарев и Михаил Калик подружились еще на третьем курсе. В тот год на режиссерском факультете начались первые совместные учебные постановки, а когда пришла пора готовить диплом, для Бориса и Михаила было уже ясно, что эту ответственную работу они должны делать вместе.

Немало споров было о том, какую тему взять для диплома. Мысли в голову приходили разные. Наконец, по совету руководителей курса профессоров С. И. Юткевича и С. К. Скворцова друзья взяли для экранизации роман Александра Фадеева «Разгром».

Эта идея увлекла и дипломантов операторского факультета Наума Ардашникова, Бориса Середина и Балы Оразова. Кстати, Балы - первый таджик, ставший оператором художественных фильмов. Написать музыку режиссеры поручили молодому композитору Микаэлу Таривердиеву, окончившему недавно институт имени Гнесиных. Так из талантливой творческой молодежи складывался коллектив постановщиков. И только художник Сергей Петерсон уже имел опыт самостоятельной работы в кино. Он оформлял картины «Дым в лесу» и «Переполох».

Работа над сценарием заставила познакомиться со многими архивными и музейными материалами, просмотреть сотни метров кинохроники, побеседовать с участниками гражданской войны в Приморье. Готовый сценарий, написанный режиссерами в содружестве с выпускницей сценарного факультета Идой Алеевской, представили на студию имени Горького. И хотя нашлись люди, которые считали, что нельзя поручать съемку такого ответственного фильма молодым постановщикам, сценарий был одобрен и принят к производству.

На большинство ролей в кинофильме пригласили товарищей по институту. Студент второго курса актерского факультета Виталий Четвериков выступил в роли Мечика. Недавний балтийский моряк, Виталий только начал свой путь в искусстве. С помощью друзей способный юноша упорно искал детали, наиболее правдиво характеризующие сложный и противоречивый образ Мечика.

Впервые снимались в кино и Инна Выходцева, игравшая Варю, и артист театра имени Маяковского Константин Ерофеев (Чиж). Образ командира партизанского отряда Левинсона создал молодой актер театра Советском Армии Александр Кутепов. Это тоже его первая работа в кино. Примечательно, что сейчас Кутепов снимается в роли Якова Михайловича Свердлова в кинокартине «Рассказы о Ленине», которую ставит на «Мосфильме» режиссер С. И. Юткевич.

В «Разгроме» участвуют, конечно, не только дебютанты, но и молодые актеры, уже снимавшиеся ранее. Это Георгий Юматов (Морозка), Геннадий Юхтин (Метелица), дипломник актерского факультета ВГИКа Виктор Терехов (Бакланов).

Большая часть действия фильма разворачивается в тайге. Многие эпизоды снимались в подмосковной деревне Дюдьково, окруженной девственными лесами. Жители Дюдькова охотно приняли участие в съемках. Вот в кинокартине мы видим крестьян, провожающих партизан, вот перед нами старики и женщины, согнанные казаками, чтобы опознать Метелицу. Это не артисты, а местные колхозники. Причем объяснять им, как играть, почти не пришлось. Содержание сцен было понятно, близко каждому.

В работе быстро летело время. Здоровая, творческая обстановка, дух товарищества помогли молодым энтузиастам закончить картину в сравнительно короткий срок.

... Последние кадры фильма. Девятнадцать партизан вырвались из вражеского кольца. Это все, что осталось от отряда. Всадники стоят на холме, освещенные лучами заходящего солнца. И мы слышим голос диктора:

«Это были ваши отцы и деды, тогда им было столько лет, сколько вам теперь...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены