Великие русские писатели всегда чувствовали себя политическими деятелями, гордились своим влиянием на современность, принимали на себя ответственность за неё.
Пушкин писал и оставил в черновике: «Могу сказать, что в последнее пятилетие царствования покойного государя я имел на сословие литераторов гораздо больше влияния, чем министерства, несмотря на неизмеримое неравенство средств».
Пушкин, конечно, имел влияние не только на сословие литераторов, а на всё русское общество, и он гордился этим влиянием. Поэт знал мировую политику так, как мог знать её министр иностранных дел. Это слова Мицкевича о Пушкине.
Свой журнал Пушкин хотел назвать «Арион». «Арион» - это чудесно спасённый певец. Что подразумевал Пушкин под этим названием? В стихотворении «Арион» он писал:
«... Погиб и кормщик, и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою».
В жестокий век николаевщины он пел свои прежние гимны, продолжал прежнюю политическую борьбу. Вера в будущее, основы мировоззрения Пушкина связаны с лучшими идеями его времени. Поэтому он писал про молодых поэтов: «Не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится».
Пушкин не занимался выделыванием политических безделушек, и когда он отказывался быть одописцем своего времени, он ссылался на вольность поэта. Пушкин делал это для того, чтобы сохранить право на гимны Ариона, чтобы не изменить ладье декабристов.
Молодость прекрасна, и она может стать основным материалом для поэзии, для литературы, если она связана с великим общественным движением.
Салтыков-Щедрин, великий русский сатирик, так говорил о необходимости для писателя иметь политические идеалы: «Литература и пропаганда - одно и то же. Как ни стара эта истина, однако ж, она ещё так мало вошла в сознание самой литературы, что повторять её вовсе не лишнее. Всякая светлая мысль, брошенная литературой, всякая новая истина, добытая ею, находит слишком большое количество прозелитов, чтобы можно было не дорожить этим присущим ей качеством побеждать мрак и покорять людей, наиболее упорствующих в предрассудках. Точно то же приблизительно должно сказать и о заблуждениях. Литература, пропагандирующая бессознательность и беспечальное житие на авось, конечно, не может иметь особенных шансов навсегда покорить мир своему влиянию, но она может значительно задержать дело прогресса и наносить ему по временам такие удары, которые будут тем чувствительнее, что представители прогресса всё-таки люди, и в этом качестве к перенесению ударов не всегда равнодушны».
Политические убеждения Салтыкова-Щедрина очень определённы. Это передовые мысли его времени, и только они помогли ему правильно увидеть Россию и критиковать её, не озлобляясь, не теряя перспектив будущего.
Самых разнообразных писателей, создававших русскую литературу, объединяет то, что они строили её как часть общенародного дела. Великие русские писатели всегда играли передовую роль в общественной жизни народа.
Создатель русского стиха Михаил Ломоносов был учёным, химиком, технологом, географом, историком, экономистом. Его стихи чрезвычайно насыщены мыслью. У его поэзии большой парус. Стержень поэтического творчества Ломоносова - патриотизм, интересы русской культуры, идея общественного долга и общественного служения.
Создатели нового в русском искусстве творили на основе науки и для выражения нового содержания.
Писатель должен иметь чувство нового. Толстой говорил, что нигде так не вреден консерватизм, как в искусстве. В 1896 году он написал:
«Искусство есть одно из проявлений духовной жизни человека, и потому, как если животное живо, оно дышит, выделяет продукты дыхания, так, если человечество живо, оно проявляет деятельность искусства. И потому в каждый данный момент оно должно быть современно - искусство нашего времени. Только надо знать, где оно (не в документах музыки, поэзии, романа), но искать его надо не в прошедшем, а настоящем».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.