Ласло Папп, заместитель постоянного представителя Венгерской Народной Республики в Совете Экономической Взаимопомощи, отвечает на вопросы корреспондента «Смены»
- Прежде всего, товарищ Папп, хотелось бы, чтобы вы рассказали об основных задачах Совета Экономической Взаимопомощи. Почему страны - члены СЭВ заинтересованы во всемерном развитии экономического сотрудничества?
- Главные задачи СЭВ записаны в его Уставе. В нем сказано, что СЭВ имеет целью путем объединения и координации усилий стран - членов Совета содействовать развитию народного хозяйства этих стран, ускорению их экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов стран - членов Совета.
На разных этапах деятельности СЭВ странами применялись различные методы сотрудничества.
С самого начала работы СЭВ главным фактором сотрудничества стала братская взаимопомощь. Поставки сырья и капитального оборудования из СССР, безвозмездный обмен между странами СЭВ технической документацией для создания новых национальных отраслей производства, помощь специалистами стали весомым вкладом в ускорение индустриализации наших стран. Особое значение имела всесторонняя помощь Советского Союза, государства, обладающего не только огромными сырьевыми ресурсами, самым большим промышленным и научным потенциалом, но и богатым опытом развития экономики на плановых социалистических началах.
Позднее, с середины пятидесятых годов, главным методом сотрудничества в рамках СЭВ стала координация народнохозяйственных планов, в ходе которой страны выявляли потребности и возможности друг друга и с учетом этого заключали торговые соглашения сроком на 5 лет. Это гарантировало получение импортных и сбыт экспортных товаров.
В 1971 году на XXV сессии СЭВ была принята Комплексная программа развития экономической интеграции братских стран, рассчитанная на 15 - 20 лет и в сущности являющаяся генеральным планом укрепления сотрудничества наших стран. «Интеграция» означает в переводе объединение. И цель программы - организовать сотрудничество так, чтобы в масштабах всего содружества рационально использовались природные и материальные ресурсы, производственные мощности и достижения науки. Такое сотрудничество выгодно всем странам - членам СЭВ, и естественно, что они заинтересованы во всемерном его развитии.
- Не могли бы Вы привести конкретные примеры сотрудничества?
- Я бы сказал, что наше сотрудничество в рамках СЭВ в целом является примером того, как должны строиться экономические отношения между суверенными странами.
Известно, что международное сотрудничество дает наибольший эффект, когда экономические возможности двух или нескольких государств дополняют друг друга. Например, Венгрия богата бокситами, имеет мощности для производства из него глинозема. Но у нас не хватает электроэнергии, чтобы выплавить алюминий. В этом случае для использования природных богатств нужно либо строить у себя заводы по производству алюминия и импортировать электроэнергию, либо возить глинозем туда, где достаточно дешевой энергии и уже имеются такие заводы.
Расчеты показали, что строительство крупного алюминии - электролизного завода в Венгрии, постройка мощной линии электропередач для импорта большого количества электроэнергии плюс стоимость самой электроэнергии обойдутся так дорого, что мы будем производить почти «золотой» алюминий. Оказалось, разумнее возить глинозем в СССР, перерабатывать его на заводах, снабжаемых дешевой энергией советских гидроэлектростанций, и возвращать готовый алюминий Венгрии.
- Каков эффект такого международного сотрудничества?
- Венгрия у себя производит в год 65 тысяч тонн алюминия, а в рамках кооперации в Советском Союзе для ВНР выплавляется еще около ста тысяч тонн крылатого металла. Совокупные затраты при этом не выше мирового уровня затрат, что делает наш металл конкурентоспособным на мировом рынке.
А вот пример многостороннего сотрудничества. Еще недавно при экспортно - импортных перевозках грузов между странами СЭВ грузовые вагоны приходилось в кратчайшие сроки возвращать той стране, которой они принадлежат. И если не было встречных перевозок, вагоны перегонялись порожняком. Поэтому по дорогам стран СЭВ часто курсировали тысячи пустых вагонов, «перевозивших» воздух.
Около 10 лет тому назад странами - членами СЭВ был создан общий парк грузовых вагонов, в котором вагоны любой страны стали использоваться для перевозки грузов в любую другую страну СЭВ. Например, из Польши прибыли десять составов с семенным картофелем в Венгрию (есть такой импорт). Их загрузили яблоками, зерном и отправили в ГДР. Оттуда в этих вагонах повезли оборудование в Болгарию. Из Болгарии виноград, вино, сигареты повезли в Чехословакию. А все это время польские железнодорожники пользовались, скажем, венгерскими и румынскими вагонами для перевозки польских товаров в ГДР. Пробег порожняка существенно сократился. Эффект? Порою коллективное использование подвижного состава в рамках Общего парка дает экономию порядка 2 - 3 тысяч вагонов.
Или вот еще. Раньше (в 50 - х годах) каждая из стран СЭВ имела свою изолированную государственную энергетическую систему. Случись авария крупного агрегата на электростанции - неизбежно отключение потребителей. Чтобы этого не было, чтобы города не погружались во мрак и не останавливались предприятия, в каждой стране приходилось держать наготове так называемые холодные и горячие резервы (обычно в резерве находились менее экономичные, устаревшие электростанции).
После того, как по рекомендации СЭВ государственные энергосистемы Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и западных районов СССР были связаны между собой высоковольтными линиями передач, возникли широкие возможности для многостороннего сотрудничества между странами и взаимной выручки в облает* энергетики. Теперь при остановке агрегатов на электростанции одной страны электроток устремляется туда, где возник его дефицит. Потребители порой даже не замечают, что где - то произошла поломка лопаток турбины или во время сильной грозы сработала защитная система трансформаторной подстанции. Энергия стала поступать бесперебойно. Возросла надежность электроснабжения. Не нужно держать наготове больших резервов. Открылся путь для планомерного импорта и экспорта электроэнергии. Кроме того, теперь стало возможным с выгодой использовать разницу во времени прохождения пиковой нагрузки в разных странах.
- Каким образом?
- Электростанции максимально загружены в зимнее время часов с 4 - 5 вечера, когда рано темнеет. Заводы в это время еще работают на полную мощность, а в городах и селах приходится включать освещение. Такая нагрузка называется пиковой. Но час пик, к примеру, наступает на Украине на два часа раньше, чем в ГДР. Зато когда в ГДР наступает пиковый пятый час, на Украине уже пошел седьмой, и пиковая нагрузка идет на убыль. Таким образом, используя несовпадение во времени часа пик, можно перебрасывать электроэнергию из одной страны в другую, сбалансировав тем самым нагрузку электростанции.
- Более рациональное использование имеющихся мощностей на транспорте или в области энергетики не так уж сложно: вагоны что в Венгрии, что в Польше - везде вагоны, киловатт - час - тоже. Но как быть с международным разделением труда в такой отрасли, как машиностроение?
- Простые, исторически сложившиеся формы разделения труда уже давно существуют и здесь. СССР, например, строит самолеты, Венгрия и Болгария не строят и пока не собираются строить, так как выгодней покупать советские машины. Но самолеты - это, так сказать, особый случай. Есть более простые и более массовые изделия машиностроения, скажем, металлорежущие и ткацкие станки, электромоторы, строительные механизмы, производство которых можно освоить в любой из стран СЭВ, имеющей свое машиностроение. Но одно дело можно, а другое дело - нужно ли?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.