Родина Нины Васильевой, передовой стахановки Автозавода имени Сталина, - Чухлома. Та самая Чухлома, которая до революции была нарицательным именем глуши. Оттуда приехала в Москву семья Нины Васильевой.
В 1943 году шестнадцатилетняя Нина поступила в литейный цех Автозавода имени Сталина. ЗИС стал для неё замечательной производственной и политической школой. Масштабы завода, культура труда, размах партийно - комсомольской работы - всё это определило путь развития молодой работницы.
Первое время Нине всё казалось трудным. Но она попала в бригаду Шуры Беловой - девушки, лишь двумя годами старше её, пережившей то же, что переживала Нина. Шура пришла на помощь новичку. И сейчас, когда спрашиваешь у девушек - стерженщиц, что больше всего помогло им в первые месяцы работы на заводе, они отвечают: дружба. Чувство ответственности за порученное им дело, за судьбы Родины, сблизило и сроднило их.
В те трудные годы войны в стране широко развернулось движение девушек и женщин за освоение мужских профессий. На Заводе имени Сталина разгорелось трудовое соревнование среди молодёжи. Девушки - работницы заключали договоры на социалистическое соревнование с экипажами танков.
В такой обстановке росла Нина Васильева. Пожилые, опытные стерженщицы с большой теплотой отнеслись к молодой работнице, любовно учили её. Нина уже в те годы стала одной из лучших стахановок. Но большая слава пришла к ней уже после воины.
Завод переходил на производство новой модели автомашины. Увеличилась программа, повысились требования к качеству продукции.
В цех, где работала Нина, пришли новые руководители. Они стали приглядываться, кто же в цехе работает лучше других, на кого можно равнять весь коллектив литейщиков. И наряду с замечательным формовщиком комсомольцем Гончаровым и выдающимся старым литейщиком Быковским их внимание привлекла Нина Васильева.
Она отлично освоила стержневое дело. На участке, где работает Нина, выпускается 150 разных видов стержней, и любой из них она может изготовить быстрее всех и без брака. Нина, как никто другой, знает и чувствует формовочную землю. Стоит ей взять горсть земли, и она сразу безошибочно определяет её качество: достаточно ли крепка, не рассыплется ли после сушки, какова её влажность, прилипаемость и т. д.; Нина знает, когда следует протирать формовочный ящик керосином, как часто надо припудривать готовые стержни порошком - ликоподием. От всего этого зависит и качество стержней и быстрота работы. И то и другое зависит также от тренированности движения стерженщицы.
Нина работает с изумительной быстротой. Ей дано природное чувство движения, глазомер, - и то, что другая делает, долго прилаживаясь, Нина делает сразу, уверенным, быстрым, но мягким движением гибких рук. Там, где иная стерженщица долго прицеливается, прежде чем поставить проволочный каркас, скрепляющий стержень, где иная «забывает воздух», то есть не протыкает отверстия для выхода газов. - Нина работает почти не глядя, но точно. Ей дано чувство ритма и темпа, как дано оно талантливой балерине или выдающейся спортсменке. Начав работу утром в определённом темпе, она ежечасно, всю смену, даёт одно и то же количество деталей.
При содействии инженеров и мастеров Нина изучила весь производственный процесс и внесла ряд своих рационализаторских предложений Она предложила изменить способ набивки стержня, что резко повысило производительность труда; по её же предложению в бункере, из которого поступает стержневая смесь, сделан специальный вырез, благодаря чему смесь стала поступать сама: её уже не надо оттуда выгребать, не нужно левой рукой дополнительно подсыпать смесь на совок, а можно одним движением правой руки набрать полный совок земли.
Нина работает у стола, мимо которого движется конвейер. Раньше, для того чтобы поставить готовый стержень в люльку конвейера, она отходила от стола, делала лишние шаги. Теперь Нина заняла место у стола так, что, не отходя от него, а только повернувшись вполоборота, она достаёт до конвейера.
Всё это, как я ряд других усовершенствований, вело Нину к успеху. Но в современном поточном производстве невозможен успех одиночки, если плохо работает всё отделение, если неритмично работает весь цех. Нина знает, что её в работе поддержит весь коллектив. Эта помощь коллектива привела Нину к производственному рекорду. В одну из смен она изготовила 1400 стержней для отливки корпуса карбюратора при норме 228. Когда она окончила работу, её встретили цветами, музыкой и в цехе возник митинг.
... И вот на митинге перед коллективом рабочих выступает Нина Васильева. Это уже не та робкая девушка, что так недавно с волнением входила в цех. Это новатор, человек большого размаха в труде. Советское правительство высоко оценило заслуги Нины Васильевой, наградив её орденом Ленина. Простая девушка Нина Васильева - человек нашей, советской эпохи, твёрдо занявший своё место в жизни, уверенно идущий вперёд.
Такой мужественной и уверенной запечатлел её скульптор. В Третьяковской галерее, среди сокровищ мировой культуры, среди картин и скульптур, изображающих знаменитых людей разных эпох, стоит скульптурный портрет комсомолки с молотком у ящика с землёй.
Нина - член заводского комитета ВЛКСМ. Она занимается бытом молодёжи, в свободное oт работы время бывает в молодёжных общежитиях, следит и требует от комендантов, чтобы там было тепло и чисто, заботится о библиотеках и красных уголках.
Нина пользуется заслуженным уважением среди молодёжи. Она была избрана делегатом XI съезда комсомола. Среди других лучших комсомольцев и комсомолок страны она побывала в Большом Кремлёвском дворце. Глубокие впечатления вынесла Нина со съезда. И речи делегатов, я многоязыкий говор под высокими сводами кремлёвских залов, и выступление китайского представителя, передавшего вымпел комсомолу СССР, и вдохновляющее письмо Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) XI съезду ВЛКСМ - всё это запомнится ей на всю жизнь.
Нина унесла со съезда окрепшее убеждение в том, что нет для неё более важной цели, чем бороться за перевыполнение пятилетнего плана. Она с новым подъёмом встала к рабочему столу, за которым стоит уже седьмой год.
У своего стола Нина часто видит представителей зарубежных стран. Они приходят сюда на экскурсии. Гости долго и внимательно следят за её быстрыми движениями. В одной из экскурсий был молодой француз. Охваченный чувством благодарности к советским людям, он подошёл к Нине и прикрепил к её кофточке значок «Франция - СССР» - символ дружбы народов.
Недавно, в раннее мартовское утро, после ночной смены, Нина одна возвращалась домой. Из репродуктора несся голос диктора, читавшего постановление Совета Министров СССР о присуждении Сталинских премий, Нина остановилась. Она услышала, как чётко произнесли её имя, отчество и фамилию. Ей присуждалась Сталинская премия за широкое внедрение в производство новых стахановских методов труда. Эту весть услышала и мать Нины, услышали её маленькие брат и сестры, услышали соседи. Когда Нина пришла домой, её встретили родные, знакомые со всего огромного дома. Они поздравили её с высоким, почётным званием.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.